2. 6. 1. Киники
Основателем школы киников являлся Антисфен (444 г. до н. э.), однако его ученик Диоген Синопский (ум. 330–320 г. до н. э.) в своей собственной жизни реализовал эти идеи. Поэтому часто идеи этой школы связывают с именем Диогена.
Исходная посылка этики киников имеет много общего с другими этическими учениями Древней Греции. Прежде всего это касается их эвдемонистической установки: человек должен быть счастлив, если следует в своей жизни добродетелям. При этом Антисфен полагал, что высшее счастье для человека – «умереть счастливым».
Отличает этику киников от тех учений, которые мы уже рассматривали, своеобразие их представлений о добродетелях.
Этическая теория киников появилась, как и все другие этические теории, вследствие неудовлетворённости философов тем, как люди живут. Только в таких обстоятельствах возникает стремление ответить на вопрос, как человек должен жить и, следовательно, попытаться изменить мир, людей. Учение киников невозможно понять вне связи его идей с той социальной средой, в которой формировались их идеи. Формирование этики киников происходило в условиях, крушения социальных институтов империи Александра Македонского. Социальный кризис (а также неприятности личного характера) ставят перед человеком задачу личного спасения. Киники предложили один из ответов на этот вопрос.
Прежде всего, киники считали, что все социальные институты, начиная с частной собственности, правительства, брака, а также все плоды цивилизации (науки, образование, предметы роскоши и пр.) не только не имеют для человека самодовлеющего значения, но вообще должны быть отвергнутыми. Крайний аскетизм – вот нравственная норма, добродетель, в понимании киников. Киники вели нищенскую жизнь. Существует много описаний, как Диоген отказывался от еды, одежды, жилища и пр. (Слово «киник» произошло от греческого слова «кюнос», которое означает «собакоподобный». За свой образ жизни они получили это название).
Если аскетизм физический был отрицанием материальных благ цивилизации, то стремление «культивировать» малообразованность, малокультурность являлось отрицанием духовного наследия человечества. Киники отрицали систему нравственности, которая господствовала не только в учениях знаменитых мыслителей, но и в представлениях обычных людей.
Киники демонстрировали негативное отношение к государственным законам, отрицая за ними хоть какую-либо добродетель. Они считали, что в обществе царит зло, поэтому необходимо от него устраниться.
Если человек ищет спасения в этом мире, то он должен искать его внутри себя – в этом и состоит добродетель. Человек, как считали киники, может найти только в самом себе спасение. Это состояние человека они называли свободой, считая её главной добродетелью. Как видим, трактовка свободы как отрицания всего социального опыта не во имя созидания чего-то нового, а во имя разрушения привела к антисоциальной направленности этических воззрений киников. Доказывая, что только индивидуальная добродетель имеет значение, учение киников внесло существенный вклад в подрыв социальных стереотипов. По существу, их взгляды на решение проблемы «как правильно жить?», как заметил А. Н. Чанышев, явились философским обоснованием нищеты, которая принимается добровольно и рассматривается как высшая нравственная ценность.
- Философия
- Рецензенты:
- © Махова н. П., 2005 © Омский государственный технический университет
- Раздел 1. Философия и культура
- 1. 1. Введение в философию
- 1. 1. 1. Проблема самоопределения философии
- 1. 1. 2. Специфика философии и философского познания
- 1. 2. Истоки философского мышления. Миф
- 1. 2. 1. Сущность мифа
- 1. 2. 2. Мифологическая картина мира
- 1. 2. 3. Особенности мифологического мышления.
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 2. Античная философия
- 2. 1. Идеи ранней греческой философии
- 2. Учение о бытии
- Контрольные вопросы
- 2. 3. Учение об обществе
- Контрольные вопросы
- 2. 4. Этические идеи сократа и платона
- Контрольные вопросы
- 2. 5. Этические идеи аристотеля
- Контрольные вопросы
- 2. 6. Этические идеи
- 2. 6. 1. Киники
- Контрольные вопросы
- 2. 6. 2. Стоики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 3. Философия средневековья и эпохи возрождения
- 3. 1. Средневековая философия запада.
- 3. 1. 1. Религия и философия. Религиозная картина мира
- 3. 1. 2. Теоцентризм средневековой философии
- Контрольные вопросы
- 3. 2. Философия эпохи возрождения
- 3. 2. 1. Социокультурная характеристика эпохи
- 3. 2. 2. Антропоцентризм философии возрождения
- 3. 2. 3. Пантеизм
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 4. Философия нового времени
- 4. 1. Особенности новоевропейской философии.
- Контрольные вопросы
- 4. 2. Научная революция и философские основания
- 4. 2. 1. Научная революция
- 4. 2. 2. Научная картина мира
- 4. 2. 3. Философские основания
- Контрольные вопросы
- 4. 3. Проблема метода в философии нового времени
- 4. 3. 1.Сенсуализм
- 4. 3. 2. Эмпиризм
- 4. 3. 3. Рационализм
- Контрольные вопросы
- 4. 4. Проблема субстанции в философии нового времени
- 4. 4. 1. Дуализм
- 4. 4. 2. Монизм
- 4. 4. 3. Плюрализм
- 4. 5. Философия эпохи просвещения
- Контрольные вопросы
- 4. 6. Немецкая классическая философия
- 4. 6. 1. Философия и. Канта
- 4. 6. 2. Философия г. Гегеля
- Контрольные вопросы
- 4. 7. Философия к. Маркса и ф. Энгельса
- 4. 7. 1. Диалектический материализм
- 4. 7. 2. Исторический материализм
- 4. 7. 3. Марксизм и неомарксизм
- Контрольные вопросы
- Раздел 5. Философия XIX и XX веков
- 5. 1. Особенности философии XIX и XX веков.
- 5. 2. Философия шопенгауэра. Учение о воле.
- Контрольные вопросы
- 5. 3. Философия ф. Ницше
- 5. 3. 1. Продолжение иррационалистической тенденции.
- 3 Стадии развития человеческого духа
- 5. 3. 2. Ницше и христианство
- 5. 3. 3. Ницше о морали. «переоценка всех ценностей»
- Контрольные вопросы
- 5. 4. Психоаналитическая концепция личности
- Контрольные вопросы
- 5. 5. Основные положения
- Контрольные вопросы
- 5. 6. Философия позитивизма
- 5. 6. 1. Рационалистическая традиция в современной
- 5. 6. 2. Современные формы позитивизма
- Контрольные вопросы
- 5. 7. Философия постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 6. Общие характеристики бытия
- 6. 1. Понятия материального и идеального
- 6. 2. Аспекты понимания категории идеального,
- Контрольные вопросы
- Словарь
- 6. 3. Пространство и время
- Контрольные вопросы
- 6. 4. Движение и развитие. Диалектика
- Контрольные вопросы
- 6. 5. Детерминизм и индетерминизм
- Контрольные вопросы
- 6. 6. Динамические и статистические закономерности
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 7. Познание и практика
- 7. 1. Место гносеологической проблематики
- Контрольные вопросы
- 7. 2. Субъект и объект познания. Познание и практика
- Контрольные вопросы
- 7. 3. Чувственное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 4. Рациональное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 5. Проблема истины. Характеристики истины.
- Контрольные вопросы
- 7. 6. Наука и методы научного познания
- 7. 6. 1.Особенности научного познания
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 2. Понятия «преднаука» и «наука»
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 3. Эмпирическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 4. Теоретическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 8. Ценности человеческого существования
- 8. 1. Смысл человеческого бытия
- 8. 1. 1. Постановка проблемы и ее основные решения
- 8. 1. 2. Проблема смысла жизни
- 8. 1. 3. Тема бессмысленности жизни
- Контрольные вопросы
- 8. 2. Свобода, зависимость и ответственность личности
- Контрольные вопросы
- 8. 3. 1. Античность
- 8. 3. 2. Древний восток
- 8. 3. 3. Христианство
- Контрольные вопросы
- Раздел 9. Социальная философия
- 9.1. Специфика социально-философского знаниЯ
- Контрольные вопросы
- 9. 2. Человек и общество как общественные формирования
- 9. 2. 1. Человек – продукт
- 9. 2. 2. Общественное формирование:
- Контрольные вопросы
- 9. 3. Движущие силы и закономерности
- 9. 3. 1. Потребности и интересы как начала деятельности
- 9. 3. 2. Существует ли объективный механизм
- 9. 3. 3. Цели и ценности
- 9. 3. 4. Формы и способы взаимодействия
- 9. 3. 5. Об общественном прогрессе
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 10. Философия техники и глобальные проблемы современности
- 10. 1. Техника как предмет философского осмысления
- Контрольные вопросы
- 10. 2. Философское значение
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 1. Философия и культура.
- 1.1.Введение в философию…………………………….…………….3
- Раздел 2. Античная философия
- Раздел 3. Философия средних веков и эпохи Возрождения
- Раздел 4. Философия Нового времени
- Раздел 5. Новейшая философия