5. 3. 2. Ницше и христианство
Отношения с религией у Ницше сложные и неоднозначные. Он родился в семье пастора и в детстве с упоением читал молитвы. Но позже отношение к христианству резко изменилось. При этом нельзя сказать, что Ницше отвергает любую религию и становится атеистом. К некоторым видам восточной религии он относится с большой симпатией (и здесь он идет по стопам своего учителя). Человеку нужен бог, считает Ницше, в двух случаях: слабым он нужен для того, чтобы у него что-нибудь попросить и на что-нибудь пожаловаться, сильным – чтобы поделиться с ним радостью собственных побед. Христианство – религия слабых, униженных, рабов. На первый взгляд непонятно, чем вызвано такое неприятие принципа сострадания. В любом обществе есть сильные и слабые, и сострадание сильного слабым людям – нормальное явление. Но Ницше полагает, что христианство противоречит основному закону природы – закону борьбы за существование, согласно которому все слабое должно погибнуть, более того, надо помочь ему погибнуть. Отсюда крайне непривлекательный тезис «падающего толкни».
Ницше глубоко исследует сущность христианства и делает неутешительный вывод: христианство заинтересовано в слабых людях, гордыня – смертный грех в христианстве. Если человек будет надеяться только на себя, будет сильным и независимым, то христианский бог ему не нужен и эта религия отомрет сама собой. Общество заинтересовано в слабых людях, благодаря им существует христианская религия, благодаря им сильные люди, помогая слабым и сострадая им, могут почувствовать свое благородство и силу. Отсюда своеобразный совет нищим: «никогда не благодарите того, кто дал вам милостыню; пусть они вас благодарят за то, что вы ее взяли». Только на первый взгляд такой совет кажется парадоксальным, но при более глубоком анализе позиция Ницше становится понятной – благодаря нищим подающий милостыню может возвыситься в собственных глазах – вот за это и пусть благодарит нищего.
Отдельные высказывания, вырванные из контекста, могут натолкнуть на мысль, что вся философия Ницше антигуманна, направлена против человека. В этой связи стоит прислушаться к рассуждениям русского философа Льва Шестова, приверженца ницшеанской философии. В своей статье «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше» Л. Шестов приводит слова Л. Толстого, записанные в его дневнике после посещения им больницы для бедных. Толстой пишет, что после посещения на его глазах стояли слезы умиления, умиления собственным поступком. (10, 32) Напрашивается вопрос: чья позиция более гуманна – человека, который умиляется собственным поступком (пусть даже благородным и сострадательным по отношению к бедным и больным), или человека, который выступает за то, чтобы каждый человек нашел в себе силы выбраться из того состояния, в которое он попал, стал сильным и независимым? Становится понятно, почему подающий милостыню должен благодарить нищего, а не наоборот.
- Философия
- Рецензенты:
- © Махова н. П., 2005 © Омский государственный технический университет
- Раздел 1. Философия и культура
- 1. 1. Введение в философию
- 1. 1. 1. Проблема самоопределения философии
- 1. 1. 2. Специфика философии и философского познания
- 1. 2. Истоки философского мышления. Миф
- 1. 2. 1. Сущность мифа
- 1. 2. 2. Мифологическая картина мира
- 1. 2. 3. Особенности мифологического мышления.
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 2. Античная философия
- 2. 1. Идеи ранней греческой философии
- 2. Учение о бытии
- Контрольные вопросы
- 2. 3. Учение об обществе
- Контрольные вопросы
- 2. 4. Этические идеи сократа и платона
- Контрольные вопросы
- 2. 5. Этические идеи аристотеля
- Контрольные вопросы
- 2. 6. Этические идеи
- 2. 6. 1. Киники
- Контрольные вопросы
- 2. 6. 2. Стоики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 3. Философия средневековья и эпохи возрождения
- 3. 1. Средневековая философия запада.
- 3. 1. 1. Религия и философия. Религиозная картина мира
- 3. 1. 2. Теоцентризм средневековой философии
- Контрольные вопросы
- 3. 2. Философия эпохи возрождения
- 3. 2. 1. Социокультурная характеристика эпохи
- 3. 2. 2. Антропоцентризм философии возрождения
- 3. 2. 3. Пантеизм
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 4. Философия нового времени
- 4. 1. Особенности новоевропейской философии.
- Контрольные вопросы
- 4. 2. Научная революция и философские основания
- 4. 2. 1. Научная революция
- 4. 2. 2. Научная картина мира
- 4. 2. 3. Философские основания
- Контрольные вопросы
- 4. 3. Проблема метода в философии нового времени
- 4. 3. 1.Сенсуализм
- 4. 3. 2. Эмпиризм
- 4. 3. 3. Рационализм
- Контрольные вопросы
- 4. 4. Проблема субстанции в философии нового времени
- 4. 4. 1. Дуализм
- 4. 4. 2. Монизм
- 4. 4. 3. Плюрализм
- 4. 5. Философия эпохи просвещения
- Контрольные вопросы
- 4. 6. Немецкая классическая философия
- 4. 6. 1. Философия и. Канта
- 4. 6. 2. Философия г. Гегеля
- Контрольные вопросы
- 4. 7. Философия к. Маркса и ф. Энгельса
- 4. 7. 1. Диалектический материализм
- 4. 7. 2. Исторический материализм
- 4. 7. 3. Марксизм и неомарксизм
- Контрольные вопросы
- Раздел 5. Философия XIX и XX веков
- 5. 1. Особенности философии XIX и XX веков.
- 5. 2. Философия шопенгауэра. Учение о воле.
- Контрольные вопросы
- 5. 3. Философия ф. Ницше
- 5. 3. 1. Продолжение иррационалистической тенденции.
- 3 Стадии развития человеческого духа
- 5. 3. 2. Ницше и христианство
- 5. 3. 3. Ницше о морали. «переоценка всех ценностей»
- Контрольные вопросы
- 5. 4. Психоаналитическая концепция личности
- Контрольные вопросы
- 5. 5. Основные положения
- Контрольные вопросы
- 5. 6. Философия позитивизма
- 5. 6. 1. Рационалистическая традиция в современной
- 5. 6. 2. Современные формы позитивизма
- Контрольные вопросы
- 5. 7. Философия постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 6. Общие характеристики бытия
- 6. 1. Понятия материального и идеального
- 6. 2. Аспекты понимания категории идеального,
- Контрольные вопросы
- Словарь
- 6. 3. Пространство и время
- Контрольные вопросы
- 6. 4. Движение и развитие. Диалектика
- Контрольные вопросы
- 6. 5. Детерминизм и индетерминизм
- Контрольные вопросы
- 6. 6. Динамические и статистические закономерности
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 7. Познание и практика
- 7. 1. Место гносеологической проблематики
- Контрольные вопросы
- 7. 2. Субъект и объект познания. Познание и практика
- Контрольные вопросы
- 7. 3. Чувственное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 4. Рациональное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 5. Проблема истины. Характеристики истины.
- Контрольные вопросы
- 7. 6. Наука и методы научного познания
- 7. 6. 1.Особенности научного познания
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 2. Понятия «преднаука» и «наука»
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 3. Эмпирическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 4. Теоретическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 8. Ценности человеческого существования
- 8. 1. Смысл человеческого бытия
- 8. 1. 1. Постановка проблемы и ее основные решения
- 8. 1. 2. Проблема смысла жизни
- 8. 1. 3. Тема бессмысленности жизни
- Контрольные вопросы
- 8. 2. Свобода, зависимость и ответственность личности
- Контрольные вопросы
- 8. 3. 1. Античность
- 8. 3. 2. Древний восток
- 8. 3. 3. Христианство
- Контрольные вопросы
- Раздел 9. Социальная философия
- 9.1. Специфика социально-философского знаниЯ
- Контрольные вопросы
- 9. 2. Человек и общество как общественные формирования
- 9. 2. 1. Человек – продукт
- 9. 2. 2. Общественное формирование:
- Контрольные вопросы
- 9. 3. Движущие силы и закономерности
- 9. 3. 1. Потребности и интересы как начала деятельности
- 9. 3. 2. Существует ли объективный механизм
- 9. 3. 3. Цели и ценности
- 9. 3. 4. Формы и способы взаимодействия
- 9. 3. 5. Об общественном прогрессе
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 10. Философия техники и глобальные проблемы современности
- 10. 1. Техника как предмет философского осмысления
- Контрольные вопросы
- 10. 2. Философское значение
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 1. Философия и культура.
- 1.1.Введение в философию…………………………….…………….3
- Раздел 2. Античная философия
- Раздел 3. Философия средних веков и эпохи Возрождения
- Раздел 4. Философия Нового времени
- Раздел 5. Новейшая философия