logo
filosofija

12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней

Политическая власть занимает среди других видов власти ключевое положение. Она представляет собой реальную возможность субъекта осуществлять свои волю и намерения в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих интересов. Политическая власть существовала не всегда. В примитивных обществах власть носила неполитический характер общинной, родоплеменной власти. Политическая жизнь, а следовательно и власть, возникла по мере увеличения социального расслоения общества, по мере увеличения социального неравенства. Власть является центральным началом политики, представляет собой средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и ее удержание – это проблема политическая. Она отражает объективную потребность в организации, удовлетворении волевых устремлений, необходимости в саморазвитии и поддержании целостности общества, достижении поставленных целей. В качестве основных характеристик политической власти выделяются суверенитет, верховенство, неделимость, воля, авторитет, принуждение.

В цивилизационной динамике политико-властные отношения реализуются через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социально-правовых норм и отношений, которые образуют политическую систему общества.

В качестве важнейших компонентов политической системы выступают:

а) государство;

б) политические партии;

в) общественные организации и движения.

Главным инструментом осуществления политической власти в обществе выступает государство, которое представляет собой политическую организацию общества, объединяющую все население страны и выражающую его интересы и волю. Государство – это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т. е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни, использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения. Основное отличие государства от других политических институтов заключается в том, что, обладая верховным правом на законодательную власть, оно подчиняет своим политическим интересам деятельность всех государственных политических учреждений и проводит через них свою политику.

Основные признаки государства: 1) территория; 2) отделение публичной власти от общества; 3) суверенитет; 4) исключительное право на издание законов; 5) монополия на взимание налогов и сборов с населения; 6) наличие права; 7) монополия на легальные вооруженные силы.

В истории социальной философии в понимании природы и функций государства сложились две наиболее значимые точки зрения:

а) классовая, при которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм);

б) функциональная, при которой государство рассматривается как необходимый механизм регуляции и координации усилий, распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора Дж. Локк, Т. Гоббс, Т. Парсонс, Г. Алмонд).

Для отражения особенностей устройства и функционирования государств в социальной философии используется понятие «форма государства». Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:

а) формы правления, т. е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти, (монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т. д.);

б) формы государственного устройства, т. е. территориально-организационная структура государства (унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

в) политический режим, т. е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранения власти, (демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства).

При демократической форме политического устройства формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщего избирательного права. Демократическое государство обеспечивает реальное равенство граждан, которые несут ответственность за свои действия независимо от социального положения перед законом. Основным принципом осуществления власти является разделение властей. Данный принцип препятствует злоупотреблению властью одной из них. В авторитарном государстве, несмотря на формальное признание за индивидом гражданских прав и свобод, они по существу не соблюдаются. В ХХ в. появились новые формы авторитарной власти, такие как фашизм и тоталитаризм (впервые феномен авторитарной власти был исследован Х. Арендт в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.)). Основное отличие авторитарного государства от тоталитарного заключается в том, что первое существенно ограничивает свободу личности, тогда как тоталитарное не допускает ее вообще. Согласно идеям Х. Арендт, тоталитарными являлись нацистский режим в Германии и сталинизм в Советском Союзе. Арендт показала тоталитаризм в качестве аномийной, т. е. патологической, формы развития обществ модерна. В качестве таких отклонений и аномалий ею были указаны массовые тоталитарные движения, тоталитарный вождизм, тоталитарная идеология и пропаганда, террор, всевластие тайной полиции, концлагеря. Критически анализируя тоталитарное государство, Арендт выделила следующие его фундаментальные характеристики:

1. Тоталитарное общество – это бесклассовое массовое общество автомизированных индифферентных изолированных индивидов, а не структурированная система классов.

2. В бесклассовом массовом тоталитарном обществе основной формой политической организации выступают тоталитарные движения, требующие от своих членов тотальной и безусловной преданности. Такое требование вытекает из притязания тоталитарных идеологий на то, что новая организация охватит в должное время «весь род человеческий». В силу этого в качестве механизмов оформления тоталитарного движения Арендт называет пропаганду и организацию, при этом пропаганда основана как на насилии, так и на потребности индивида в личной самоиндентификации с другим, а организация основана на вождизме и анонимности власти.

3. Характеристиками тоталитарного сознания являются цинизм и доверчивость, при этом чем выше иерархический уровень, тем более цинизм перевешивает доверчивость.

4. Тоталитаризм порождает «государство перманентной нестабильности», суть которого заключается в том, что, с одной стороны, правитель должен утвердить иллюзорный мир движения в качестве объективной реальности, а с другой стороны, не позволить этому новому миру превратиться в новую стабильность. Именно из-за его стремления реализовать такой двусмысленный проект обычно ставится задача завоевать мировое господство, и это как минимум, что в итоге приведет к нестабильности.

5. В тоталитарном государстве реальная власть начинается там, где начинается секретность (например, тайная полиция). Таким образом, агенты тайной полиции – это единственный правящий класс, чьи стандарты и ценности определяют типы социальных практик в обществе.

6. Стремление к тоталитарному господству неминуемо приводит к пренебрежению правами человека, уничтожению его как юридического лица, а затем и как физического (например, концлагеря).

Таким образом, тоталитарное общество является массовым обществом, и его социальная организация не является результатом разового захвата власти какой-то политической силой, а представляет собой аномийное развитие массы, выраженное, в первую очередь, в закате национального государства и формировании массовых национальных идеологий на этнорасовой или классовой основах. Тоталитарное общество, по выражению Арендт, представляет собой «луковицу»: внешнюю оболочку составляют фасадные организации сочувствующих, потом слой тоталитарного движения, затем идет слой элитных подразделений этого движения, главным из которых является тайная полиция, и в центре находится вождь. Государство превращается в фасадную организацию, выполняющую только одну функцию: создает видимость нормального общества.

Кроме теории тоталитарного общества Х. Арендт, в социальной философии представлены идеологические проекты тоталитарного общества Э. Юнгера, В. Зомбарта, К. Мангейма.