5.2. Онтология как философское учение о бытии
Приблизительно с XVI в. наряду с термином «метафизика» в равном с ним значении мыслителями применялся термин «онтология». В настоящее время принято считать, что метафизика включает онтологию как свою основополагающую часть, но в целом ей не тождественна.
Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии как таковом. Это раздел философии, который изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие, универсальные связи, законы, решает вопрос о происхождении мира. Термин «онтология» ввел немецкий философ Р. Гоклениус в 1613 г. при подготовке «Философского лексикона» (философского словаря).
В онтологии и философии в целом мир осмысливается с помощью философских категорий как предельно общих понятий. Наиболее общими понятиями онтологии являются категории «бытие» и «небытие». В философской литературе синонимами терминов «бытие», «быть» являются понятия «существование», «реальность», «существовать», «находиться в наличии». Термин «небытие» означает несуществование.
Проблема бытия осмысливалась уже первыми античными философами. Они пытались выделить первоначала мира, которые составляли его предельные основания и обеспечивали стабильность мироздания. К таким первоначалам натурфилософы Античности относили абстрактно понимаемые стихии – огонь, воду, воздух.
Впервые термин «бытие» ввел античный философ Парменид (ок. 540–470 гг. до н. э.) в целях определения и решения проблемы обеспечения веры людей в космическую силу, которая способна сохранить их жизнь. Он понимал бытие предельно широко, абстрактно, фактически отождествляя его с неким вселенским мышлением, безликим божеством. Основная идея представлений Парменида заключалась в том, что бытие есть, а небытия нет. Бытие им рассматривалось как единое и неизменное. Оно не возникает и не уничтожается, всегда тождественно самому себе, абсолютно.
На основе идей Парменида о неизменности бытия и взглядов Гераклита о бытии как абсолютно изменчивом существовании свою, особую, концепцию бытия создал Платон. Он считал, что истинно сущим бытием являются идеи, а им противостоит материя или мир небытия.
Многие философы пытались объяснить бытие, сводя его к понятию «сущее», т. е. рассматривали их как синонимы. Другие полагали, что «сущее» есть часть бытия. Существует также взгляд, что «сущее» является основой бытия, неизменным ее началом – субстанцией.
Категория «субстанция» (от лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) обозначает внутреннее единство, общность многообразных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые субстанция существует. Природа (сущность) субстанции была положена в основания понимания трех различных концепций бытия. В истории философской мысли были сформированы: монистическая, дуалистическая и плюралистическая интерпретации бытия.
Представители монизма (Платон, Г. Гегель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза и др.) утверждали, что в основе мира лежит всего лишь одно начало либо материальное, либо идеальное.
Последователи дуализма (лат. dualis – двойственный), основоположником которого был Р. Декарт, утверждали, что в основе мира лежат два самостоятельных начала – материя и дух.
Плюралистическую концепцию разработал Г. Лейбниц. Он считал, что в основе каждой вещи в мироздании лежит самостоятельная субстанция (монада).
В зависимости от оснований выделяют различные уровни, формы и виды бытия. К уровням организации бытия относятся: актуальное (действительное) и потенциальное (возможное). Актуальное бытие – это наличное бытие, т. е. наличие существования в данный момент или в конкретно пространственно-временном интервале. Существует и такая часть бытия, которая превращается в настоящее. Это потенциальная форма действительности, которая является зарождающимся или потенциальным бытием.
Виды бытия могут быть представлены в качестве объективной и субъективной, материальной и идеальной реальности. К объективной реальности относятся различные явления и процессы, существующие вне и независимо от сознания человека. Субъективная реальность включает в себя сознание людей, их мышление, индивидуализированную и общечеловеческую духовность.
Формы бытия отражают природное бытие и бытие социальное. Природное бытие – это материализованные, т. е. видимые, ощущаемые, осязаемые и тому подобные состояния, объекты, явления, процессы природы. Социальное бытие – это бытие общества как саморазвивающейся системы. К нему относится существование коллективов, личностей, их связи, а также процессы – реформы, революции, войны, миграции людей, смена власти и форм государства, появление и исчезновение стран, городов, цивилизаций и т. д. В последнее десятилетия XX в. благодаря развитию информационных технологий складывается новая форма бытия. Это виртуальное, или компьютерное, бытие, которое существует и развивается в электронной среде – киберпространстве.
- Философия
- Предисловие
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- 2.1. Философия Древнего Востока
- 2.2. Античная философия
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения
- 2.4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (д. Лукач,
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.), лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.) и неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения
- 4.4. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия
- 4.5 Русская философская мысль на рубеже XIX–XX вв.
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса историческом в развитии философии
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)
- 5.5. Диалектика как философская теория развития
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа
- 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.4. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.5. Социокультурные модусы человеческого бытия социализация, деятельность, коммуникация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
- 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- 11.2. Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество в его историческом развитии, антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 14.1. Понятия техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества
- 14.6. Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм культурно-исторического процесса
- 15.4. Духовная жизнь общества
- 15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.