5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе
Прочитав всю «Логику», мы спрашиваем себя: чего же не хватает в концепции Гегеля после подробного изложения логики и онтологии? После того как представлены вся мысль и вся реальность, тот же Гегель дал понять, что логика — это «представление Бога, как он есть в вечной сущности до сотворения природы и конечного духа». Значит, не хватает именно «сотворенной природы» и «конечного духа».
Такой переход от Идеи к Природе многим интерпретаторам кажется наиболее проблематичным и необъяснимым как в теоретическом, так и экзегетическом смысле, ведь в философии Гегеля ничего нет вне Идеи и отдельно от нее. Резонность такой проблемы была очевидна и для Гегеля, который в своей диалектической схеме пытался унифицировать, не всегда умея разрешить, возникающие апории разного генезиса.
1. Во-первых, он прибегает к диалектике неоплатонизма, понимавшей развитие реальности в триадичном ритме как «топе» («пребывание»), «proodos» («выход») и «epistrophe'» («возвращение»). Идея у Гегеля соответствует первой ступени, Природа — второй (Природа — это Идея, которая отчуждается от самой себя), Дух — третьей (гегелевский Дух представлен как возвращение Идеи в себя и для себя).
2. Христианская идея творения служит опорой, когда Гегель говорит об Идее и ее свободном решении стать Природой.
3. Догмы воплощения, страдания, смерти и воскресения Гегель трактует как космические разумные истины. Дух, говорит он, должен принять смерть, чтобы сохранить свое бытие в смерти. Получается, что воскресшая в смерти (Природе) Идея обретает новую жизнь в Духе.
4. Природа в каком-то смысле — самообман Идеи, но позитивность такой иллюзии в том, что она путь к самосознанию и самореализации. Этот момент — из романтической концепции.
5. Единство указанных посылок дает схему, где Идея фигурирует как тезис, Природа — как антитезис (самоотрицание Идеи) и Дух — как синтез, в котором реализуется максимум позитивности.
Не раз мы встречаем суждения о негативности Природы, «отпадении Идеи-от-себя» (эхо античного гностицизма), ее бессилии. Но напомним, что в «Большой энциклопедии» Гегель пишет: «Этот возврат к началу есть и прогресс в то же время. Мы начали с абстрактного бытия, а пришли к Идее в качестве бытия», объекта. Двусмысленная неопределенность позиции Гегеля в этом вопросе прояснится, возможно, после следующих уточнений.
97
5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на Природу
Возвышенные интонации Гёте, Гёльдерлина и Шеллинга, воспевающих природу, как можно догадаться, не получают у Гегеля отклика Сентенциям о былинке или цветке, дающим представление о Боге и Истине, Гегель противопоставляет иную точку зрения. Даже самое малое событие Духа позволяет постичь Истину и Бога гораздо более совершенным образом. Незначительное зло, допущенное человеком, бесконечно важнее, чем отклонение в движении звезд, поскольку любой грех — это акт свободы, образующей сущность Духа.
Приводимый ниже отрывок следует прочесть полностью, поскольку он в полной мере демонстрирует революционную идею Гегеля. «Природа, взятая в отношении к ее формам существования, не подлежит обожествлению. Однако природа в себе — как идея — божественна, но как бытие она не соответствует понятию. Более того, она — неразрешимое противоречие. Для нее характерно быть установленной, быть отрицанием, недаром древние трактовали материю вообще как "поп ens" («небытие»). Так природа стала пониматься как отпадение Идеи от себя, ибо Идея во внешней форме неадекватна самой себе. Только сознанию, изначально себе внешнему и непосредственному, чувственному сознанию, природа кажется первой, непосредственной реальностью, тем, что есть. Как бы то ни было, природа — представление Идеи, и в ней следует изумиться мудрости Бога... В Природе не только игра форм — добыча беспорядочной случайности, но и каждой ее форме как таковой не достает понятия. То, что движет Природой, — это жизнь, но и ей как идее естества суждено быть жертвой внешне иррационального. Индивидуальная витальность в любой момент своего существования зажата тисками другой индивидуальности. В духовном проявлении всегда есть момент свободной всеобщей связи. Лишь по недоразумению духовные связи в меньшем почете, чем природные... словно духовная форма не содержит витальности более высокой, чем материальная... как будто факты морали, даже если их называть материальными, не принадлежат исключительно духу... Природа, несмотря на всю экзистенциальную случайность, подчинена вечным законам. Но и вечных законах господствует самосознание: это познается в вере, в провидении, управляющем делами человеческими. Или, может статься, определения провидения в области человеческого всегда случайны и иррациональны? Но и в случае духовной случайности, произвола, ведущего к умножению зла, — и тогда зло будет бесконечно выше правильных звездных орбит и невинности растений, ибо тот, кто так ошибается, — все тот же Дух».
98
5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы
Разделы философии Природы отражают деления логики, согласно схеме умозаключения, в новом, гегелевском смысле: всеобщее (универсальное) — особенное (партикулярное) — единичное (индивидуальное). Соответственно имеем: 1) «механику», изучающую универсальную телесность, внешнюю пространственность; 2) «физику», идущую дальше понятия механической массы, вникающую в магнитные, электрические и химические процессы; 3) «органику», изучающую, как рождается жизнь.
Того, кто читает эту часть гегелевской системы, оставшуюся наименее развитой и наименее приемлемой даже для наиболее верных ее последователей, поражают три вещи: 1) беспрецедентная осведомленность Гегеля в научных доктринах того времени; 2) не менее поразительная свобода их трактовки; 3) возврат к догалилеевским и доньютонианским исследовательским мотивам.
Среди множества интересных парадоксов упомянем два. Во-первых, Природа, понятая как лестничная система, на деле не эволюционирует, ибо ее формы остаются стабильными. Эволюционирует лишь Дух, стоящий за этими формами. «Одна не вытекает из другой натуральным образом, но как продукт внутренней Идеи одна рождает другую, что и образует смысл Природы. Метаморфоза отражает понятие как таковое, и только изменение есть его осуществление».
Во-вторых, неприятие Ньютона, идеи которого Гегель называл варварскими. Еще в йенский период это негативное отношение отразилось в его диссертации «De orbitis planetaram». О яблоке, якобы упавшем на голову ученого, отдыхавшего под деревом, Гегель упоминает так: «Человечество обязано яблоку тремя бедами: грехопадением Адама и Евы, Троянской войной (известное яблоко раздора) и законом гравитации». Эта шутка помогла сбежать с ньютонианского урока, и великий смысл ньютонианства Гегель так и не постиг.
- Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства...............3
- Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг 31
- Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма .... 59
- Глава 4. Правое и левое гегельянство ...................... 111
- Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы 137
- Глава 7. Позитивизм .............................. 189
- Глава 8. Развитие науки в XIX веке.......................225
- Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха............................. 247
- Глава 10. Конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема............................ 257
- Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей.......... 265
- Глава 12. Неокритицизм.
- Глава 13. Немецкий историцизм............ .............286
- Глава 14. Макс Вебер.
- Глава 15. Прагматизм.............................. 314
- Глава 16. Инструментализм Джона Дьюи........ 325
- Глава 17. Итальянский неоидеализм Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле ........... 331
- Глава 18. Мигель де Унамуно и трагическое чувство жизни......... 355
- Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры..........360
- Глава 20. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение....... 369
- Глава 21. Мартин Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму............387
- Глава 22. Экзистенциализм.............. 397
- Глава 23. Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория 423
- Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории 432
- Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии.................. 453
- Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям".................... 461
- Глава 27. Философия языка ............. 473
- Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен.
- Глава 29. Неосхоластика............................. 508
- Глава 30. Мартин Бубер и Эммануэль Левинас.................. 519
- Глава 31. Марксизм после Маркса ....................... 527
- Глава 32. Франкфуртская школа ........... .............559
- Глава 33. Гуманитарные науки в XX веке..................... 581
- Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса 603
- Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа ... .............616
- Глава 36. Структурализм............... .............627
- Глава 37. Логика, математика, физика и биология в XX веке .............645
- Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера .............661
- Глава 39. Эпистемология после Поппера........ .............677
- Глава 40. Ведущие представители современной американской философии .............701
- Глава 41. Неоконтрактуализм Джона Ролса ........................ 759
- Глава 42. "Минимальное государство" Роберта Нозика .............763
- Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма.............769
- 2. Основатели романтизма: братья шлегели, новалис, шлейермахер и гёльдерлин
- 3. Позиция шиллера и гёте
- 4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума
- 4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры
- 4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории
- 4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика
- 5. Споры о кантианских апориях и прелюдия к идеализму (рейнгольд, шульце, маймон и бек)
- 2. Шеллинг и романтические страдания идеализма
- 2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
- 1. Жизнь, сочинения и генезис мысли гегеля
- 2. Основы гегелевской системы
- 3. «Феноменология духа»
- 4. Логика
- 5. Философия природы
- 5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе
- 6. Философия духа
- 6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории
- 7. Некоторые выводы
- 1. Правое гегельянство
- 2. Левое гегельянство
- 2.1. Давид ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного
- 3. Людвиг фейербах и сведение теологии к антропологии
- 4.2. Пьер Жозеф Прудон
- 5. Карл маркс
- 6. Фридрих энгельс и диамат
- 7. Открытые проблемы
- 1. Реализм иоганна фридриха гербарта