4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории
Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), ученик Канта, начинал как сторонник движения «Бури и натиска». С 1776 г. он обосновался в Веймаре. Проповедник, поэт, переводчик, эрудит и мыслитель, он разработал четыре темы: 1) новую интерпретацию языка; 2) новое понимание истории; 3) попытался примирить спинозизм и теизм; 4) идею христианства как всечеловеческой религии.
1. Говорят, Гумбольдт основал современную лингвистику, но с таким же успехом это можно сказать и о Гердере. «Трактат об источнике языка» содержит оригинальный взгляд на язык как на нечто не только конвенциональное или коммуникативное, но и специфичное для природы человека. Человека отличает от животного «рефлексия», именно она образует язык, закрепляющий моменты подвижной игры ощущений. Поэзия глубочайшим образом натуральна, она древнее прозы, ибо последняя предполагает логическое опосредование. Язык фиксирует шаткие ощущения, давая человеку выразительные средства, названия его открытий. Более того, сам человек — творение языка. «Не по воле лиры Антифона росли города, — читаем мы в "Идеях к философии истории", — и не мановением волшебной палочки пустыни стали цветущими садами, но с помощью языка, великого общительного начала, люди объединились в радости и любви для созидания. Язык основал законы и связал: только через язык стала возможна история человечества как наследование форм сердечности и любви. И сегодня вижу героев Гомера и слышу плачи Оссиана, всех, чьи тени давно исчезли с лица земли. Я чувствую их дыхание, фигуры их передо мной, а голос ушедших звенит в моих ушах: я внимаю их мыслям, погруженным в молчание веков. Все, что изобрел человеческий дух, алмазы мудрости далекой античности, приходит ко мне через язык и благоволение Провидения. Моя душа и мысль моя в одной связке с душой и мыслью первого и, кто знает, может, и последнего человека на земле; короче говоря, язык — отличительная черта нашего разума, с ним разум обретает форму и распространяется».
27
2. Совершенно непохожей на просветительскую выглядит гердеровская философия истории. Поскольку природа — организм, развивающийся согласно финалистскому проекту, то и историю можно объяснить только в рамках этого проекта, где всем правит Бог. История, таким образом, по необходимости реализует цели Провидения и Бога, и прогресс движет не воля человеческая, а Бог, ведущий человечество к реализации целей во всей полноте. В историческом пути каждая фаза имеет собственный смысл. В противовес просветительской идее государства Гердер выдвигает понятие «народа» как живого органического единства.
3. Предполагает ли такое понимание истории Бога-творца, личностного и трансцендентного, или это имманентный Бог? При ответе на вопрос Гердер колеблется между позициями Лессинга и Спинозы. Пытаясь «спасти» последнего, он не растворяет Бога как субстанцию в природе, и все же его трактат о Боге полон апорий и неопределенностей.
4. Наконец, для Гердера характерно понимание христианства не как одной из религий, а как религии всего человечества. Но и в этом он не свободен от двусмысленностей: личность Христа он не сводит к идее или символу, подчеркивая, что как человек он вел совершенный образ жизни.
Многие из понятий Гердера под пером Гегеля обретут новую жизнь и достаточно долгую славу.
- Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства...............3
- Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг 31
- Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма .... 59
- Глава 4. Правое и левое гегельянство ...................... 111
- Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы 137
- Глава 7. Позитивизм .............................. 189
- Глава 8. Развитие науки в XIX веке.......................225
- Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха............................. 247
- Глава 10. Конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема............................ 257
- Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей.......... 265
- Глава 12. Неокритицизм.
- Глава 13. Немецкий историцизм............ .............286
- Глава 14. Макс Вебер.
- Глава 15. Прагматизм.............................. 314
- Глава 16. Инструментализм Джона Дьюи........ 325
- Глава 17. Итальянский неоидеализм Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле ........... 331
- Глава 18. Мигель де Унамуно и трагическое чувство жизни......... 355
- Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры..........360
- Глава 20. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение....... 369
- Глава 21. Мартин Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму............387
- Глава 22. Экзистенциализм.............. 397
- Глава 23. Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория 423
- Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории 432
- Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии.................. 453
- Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям".................... 461
- Глава 27. Философия языка ............. 473
- Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен.
- Глава 29. Неосхоластика............................. 508
- Глава 30. Мартин Бубер и Эммануэль Левинас.................. 519
- Глава 31. Марксизм после Маркса ....................... 527
- Глава 32. Франкфуртская школа ........... .............559
- Глава 33. Гуманитарные науки в XX веке..................... 581
- Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса 603
- Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа ... .............616
- Глава 36. Структурализм............... .............627
- Глава 37. Логика, математика, физика и биология в XX веке .............645
- Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера .............661
- Глава 39. Эпистемология после Поппера........ .............677
- Глава 40. Ведущие представители современной американской философии .............701
- Глава 41. Неоконтрактуализм Джона Ролса ........................ 759
- Глава 42. "Минимальное государство" Роберта Нозика .............763
- Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма.............769
- 2. Основатели романтизма: братья шлегели, новалис, шлейермахер и гёльдерлин
- 3. Позиция шиллера и гёте
- 4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума
- 4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры
- 4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории
- 4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика
- 5. Споры о кантианских апориях и прелюдия к идеализму (рейнгольд, шульце, маймон и бек)
- 2. Шеллинг и романтические страдания идеализма
- 2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
- 1. Жизнь, сочинения и генезис мысли гегеля
- 2. Основы гегелевской системы
- 3. «Феноменология духа»
- 4. Логика
- 5. Философия природы
- 5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе
- 6. Философия духа
- 6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории
- 7. Некоторые выводы
- 1. Правое гегельянство
- 2. Левое гегельянство
- 2.1. Давид ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного
- 3. Людвиг фейербах и сведение теологии к антропологии
- 4.2. Пьер Жозеф Прудон
- 5. Карл маркс
- 6. Фридрих энгельс и диамат
- 7. Открытые проблемы
- 1. Реализм иоганна фридриха гербарта