4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры
Фридрих Генрих Якоби (1743—1819) начинал как романтик («Аллвилл», 1776; «Вольдемар», 1777), но затем пришел к трансцендентному Богу. Среди его работ примечательны письма «Об учении Спинозы» (1785), «Давид Юм о вере, или Идеализм и реализм» (1787), «Письма к Фихте» (1801), «О божественных вещах» (1811).
25
Трактат о Спинозе наделал немало шума в свое время. Лессинг в 70-х гг. опубликовал сочинение деиста Г. С. Реймаруса. Якоби отреагировал на него следующими тезисами: а) всякая форма рационализма заканчивается в финале своего развития как спинозизм; б) спинозизм — форма атеизма, поскольку отождествляет Бога с природой (deus sive natura); в) спинозизм — это фатализм, ибо не оставляет места для свободы; г) тот же Лессинг, спинозист и пантеист, не избежал фатализма и атеизма.
Это была настоящая атака на «иллюминизм», в которой Якоби поддержал Гаман. Кант не пожелал вмешиваться, а Гёте защитил Спинозу как христианина (подобно, впрочем, и Гердеру). Все вместе взятое лишь прибавило популярности Спинозе. Однако Якоби не смирился: спинозистский интеллектуализм, по его мнению, отделяет интеллект от веры, основанной на чувстве и интуиции, которая лишь подтверждает, но не доказывает. «Я неоднократно повторял,— говорит Якоби, — что необходимо выбраться из накатанной колеи интеллекта, чтобы не потерять Бога. Поскольку разум просыпается в человеке не сразу, ему кажется, что он мало-помалу возникает из природы слепой и неразумной, в противоположность мудрому Провидению. В любом случае, деификация природы — нонсенс: кто начинает с природы, никогда не придет к Богу. Либо Он — в начале всего, либо Бога нет вообще». Беда, если языческий интеллект берет в плен христианское сердце.
«Вера — изначальный свет разума, но рационализм принимает его за свой собственный. Погаснет этот свет, и любая наука окажется слепой и бессмысленной: невнятные пророчества вместо вопрошания и ответствования. Вера — неустранимое доверие к тому, чего не видно. Абсолют мы не видим, но верим в него. Мы видим обусловленное, по поводу чего возникает знание. Здесь доминирует наука. Вера в невидимое сильнее и благороднее знания видимого... Истинная наука — это дух, свидетельствующий о самом себе и о Боге. Насколько я уверен в объективности моих ощущений истинного, прекрасного и благого в природе, настолько я убежден в существовании Бога. Ослабление одного влечет к атрофии другого». Из силы веры в невидимое возникает вечная борьба против доктринального знания, война чад Божиих против титанов. Философия света против философии тьмы, антропоморфизм против пантеизма, истинный рационализм против его перевертыша, христианство против язычества. Христианство антропоморфично по существу, ибо учит только о Боге, творце мира, знания и воли; язычество — космотеизм. Нет ничего более абсурдного, чем теория деификации природы, якобы открывающая христианство. Вера ребенка или целого народа в каком-то смысле выше и лучше, чем знание философа без веры. Верить во Христа означает верить в то, во что поверил бы Он сам.
26
Знаком безусловной победы считает Якоби слова обреченного Христа: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» (Мф. 27, 45), и: «Отче! в руки Твои предаю дух мой» (Лк. 23, 46). Так мог сказать только самый сильный из чистых и самый чистый из сильных («О божественных вещах»). Якоби, мастер экзистенциалистских пассажей, призывает порвать с интеллектом и уповать на веру. Прыжок этот («сальто мортале») Гегель нашел слишком «мортальным» для философии, ибо сброшенными оказались доказательства. И в самом деле, указание Якоби на непосредственный выход к абсолюту — прямая антитеза гегельянству.
- Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства...............3
- Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг 31
- Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма .... 59
- Глава 4. Правое и левое гегельянство ...................... 111
- Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы 137
- Глава 7. Позитивизм .............................. 189
- Глава 8. Развитие науки в XIX веке.......................225
- Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха............................. 247
- Глава 10. Конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема............................ 257
- Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей.......... 265
- Глава 12. Неокритицизм.
- Глава 13. Немецкий историцизм............ .............286
- Глава 14. Макс Вебер.
- Глава 15. Прагматизм.............................. 314
- Глава 16. Инструментализм Джона Дьюи........ 325
- Глава 17. Итальянский неоидеализм Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле ........... 331
- Глава 18. Мигель де Унамуно и трагическое чувство жизни......... 355
- Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры..........360
- Глава 20. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение....... 369
- Глава 21. Мартин Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму............387
- Глава 22. Экзистенциализм.............. 397
- Глава 23. Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория 423
- Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории 432
- Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии.................. 453
- Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям".................... 461
- Глава 27. Философия языка ............. 473
- Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен.
- Глава 29. Неосхоластика............................. 508
- Глава 30. Мартин Бубер и Эммануэль Левинас.................. 519
- Глава 31. Марксизм после Маркса ....................... 527
- Глава 32. Франкфуртская школа ........... .............559
- Глава 33. Гуманитарные науки в XX веке..................... 581
- Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса 603
- Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа ... .............616
- Глава 36. Структурализм............... .............627
- Глава 37. Логика, математика, физика и биология в XX веке .............645
- Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера .............661
- Глава 39. Эпистемология после Поппера........ .............677
- Глава 40. Ведущие представители современной американской философии .............701
- Глава 41. Неоконтрактуализм Джона Ролса ........................ 759
- Глава 42. "Минимальное государство" Роберта Нозика .............763
- Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма.............769
- 2. Основатели романтизма: братья шлегели, новалис, шлейермахер и гёльдерлин
- 3. Позиция шиллера и гёте
- 4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума
- 4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры
- 4.3. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории
- 4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика
- 5. Споры о кантианских апориях и прелюдия к идеализму (рейнгольд, шульце, маймон и бек)
- 2. Шеллинг и романтические страдания идеализма
- 2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
- 1. Жизнь, сочинения и генезис мысли гегеля
- 2. Основы гегелевской системы
- 3. «Феноменология духа»
- 4. Логика
- 5. Философия природы
- 5.1. Природа, ее место и значение в гегелевской системе
- 6. Философия духа
- 6.3.2. Три момента объективного Духа и смысл истории
- 7. Некоторые выводы
- 1. Правое гегельянство
- 2. Левое гегельянство
- 2.1. Давид ф. Штраус: человечество как единство конечного и бесконечного
- 3. Людвиг фейербах и сведение теологии к антропологии
- 4.2. Пьер Жозеф Прудон
- 5. Карл маркс
- 6. Фридрих энгельс и диамат
- 7. Открытые проблемы
- 1. Реализм иоганна фридриха гербарта