logo
Алхимическая теория

1. Зарождение алхимии

Не представляется возможным выяснить, когда, где и как возникла алхимия, но само название указывает на египетские и арабские корни, поскольку в латинском варианте слова - "alchemy" - Khem соответствует древнему наименованию Египта, а al - арабский определенный артикль. Вполне определенно можно сказать, что древние египтяне владели многими искусствами, такими как изготовление красок и цветных стекол, эмалирование и металлургия, которые давали им некоторые зачаточные знания химии.

Иногда, правда, источником зарождения алхимии считают восток, Халдею или даже Китай. Халдеи были выдающимися астрологами, и они связывали Солнце, Луну и планеты не только с человеческими судьбами, но и с известными металлами. Еще дальше на восток, в древнем Китае, алхимические идеи нашли место в религиозной и философской системе таоизма. Значительно позже, во втором веке н.э., Вэй Боян, которого называли "отцом китайской алхимии, написал первый китайский трактат, всецело посвященный алхимии, в котором описал изготовление эликсира бессмертия.

Таким образом, крайне сложно установить однозначный источник возникновения алхимии, но по имеющимся сведениям можно предположить, что это искусство зародилось среди талантливых металлургов Ближнего Востока и Месопотамии, откуда распространилось на запад, в Египет и Грецию, и на восток, вдоль караванных маршрутов в Индию и Китай.

Наиболее древний трактат по алхимии относится к эллинскому Египту, где, в первых веках Христианской эры, она претерпела значительное воздействие неопифагореизма и неоплатонизма. С усилением мусульман в седьмом веке н.э., присоединением Александрии и других центров греческой культуры, все увеличивающееся собрание алхимических знаний и идей распространилось на Сирию и Персию. В то время природа алхимии была двойственной: с одной стороны, она была очень эмпирична и связана с ремеслами, искусствами и медициной; с другой стороны, она представляла собой соединение таинственности и мистицизма. Оба этих аспекта алхимии сохранились в течение всего Средневековья.

До самого падения Халифата в тринадцатом веке философские идеи и примитивные технологии, пришедшие с запада, развивались и совершенствовались мусульманскими алхимиками, и лишь около 12 века н.э. эти знания стали проникать в Западную Европу, преимущественно через Испанию, путем перевода арабских текстов на латынь. В одном из наиболее ранних переводов, озаглавленном "Liber de compositione alchemiae" ("Книга о составе алхимии"), переводчик сообщает: "Поскольку ваш Латинский мир еще не знает, что есть алхимия и что есть состав, я объясню это в настоящей работе". Таким образом, алхимия вновь оказалась в Европе, совершив большой путь и претерпев влияние очень разных народов.