logo
Анализ философского текста Тейяр де Шарден П. "Феномен человека" (1937-1946)

2.1 Появление жизни

Ступени появления:

1. микроорганизмы и мегамолекулы

2. клетка (клеточная революция)

Наука бесспорно представляет историю жизни на Земле. Жизнь начинается с клетки, которая через молекулу соединяется с неорган веществом. Клеточная эволюция имеет высшее значение в истории. Клетка - источник метаморфоз для всех творений, возможность более гибкой и более центрированной организации безграничного числа веществ в виде частиц самых разнообразных величин и одновременно появление внутри нового типа сознательной деятельности. Клетка - малость по размерам и множество по числу. Радиальная энергия резко сосредотачивается в клетке, но даёт и побочные ходы от эволюции жизни (напр. Тупиковые ветви человекообразных обезьян).

Понятие ноосферы было предложено Эдуардом Леруа (1870--1954) и развито десятилетие спустя в создаваемых практически одновременно работах Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского. Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205--270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859--1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («Lйvolution crйatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, -- жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её -- длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности -- материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни -- «жизненным порывом» (lйlan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (lйlan) и длительности (durйe).