logo
Анализ философского текста Тейяр де Шарден П. "Феномен человека" (1937-1946)

1.1 Ткань универсума

Автор книги выделяет 3 стороны многообразия материи:

множественность или атомичность;

беспредельная в нисхождении;

фундаментальное единство;

обладание энергией как способностью к действию и связи.

Материя выступает перед нами в процессе развития. Завихрение, поднимающееся вверх - таков облик мира. Впервые Ш натуралистически обосновывает финализм. Способность к связи обретает прочное конечное единство в конце своего расчленения. Материя предстаёт ликом исторически глубокого ствола причины причин. 2 закона энергетики: 1-энергия не прибывает и не пополняется новым видом энергии; 2-материя не способна эволюционировать бесконечно, поскольку часть используемой энергии безвозвратно энтропизируется, то есть теряется в форме теплоты.

Для П.Тейяра де Шардена: «Человек - центр конструирования универсума», «феномен, к которому приложимы требования и методы науки», он представляет собой «индивидуально и социально, наиболее синтетическое состояние, в котором нам доступна ткань универсума»33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 221

Природная аномалия -- это преувеличение до ощутимости свойства, распространенного всюду в неосязаемом виде, утверждает Тейяр. Следовательно, сознание, со всей очевидностью обнаруживаемое в человеке, является не исключением для природы, а правилом для нее: "обнаруживаемое в этой единичной вспышке, оно имеет космическое распространение"33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.55. Раз в одной точке самой себя ткань универсума обладает сознанием, то она неизбежно сознательна по своей структуре, т.о. в любой области пространства и времени: "В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее, беспредельно простирающейся преджизни"33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.56.

Преджизненное Тейяр связывает с корпускулярными свойствами мира: "Атомистичность -- общее свойство, присущее внутреннему и внешнему вещей". Сознание -- космическое свойство, подверженное трансформации, оно сопровождает процесс улучшения организации материи: "Духовное совершенство (или сознательное "средоточение") и материальный синтез (или сложность) -- это лишь две взаимосвязанные стороны или части одного и того же явления"33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.53. С образованием зернистости комбинации частиц усложняются. Материя концентрируется во все более организованных формах.

Выработка сложных материальных соединений может происходить лишь благодаря предварительной концентрации ткани универсума в туманностях и в солнцах. Небесные тела -- это лаборатории, где продолжается эволюция материи в направлении создания крупных молекул. Главным условием является их геометрическая ограниченность. Только на Земле появляются химически сложные вещества. Поэтому Тейяр предлагает сосредоточить внимание на "единственной точке мира, где имеется возможность проследить эволюцию материи вплоть до нас самих" -- на нашей планете, "скрывающей в своем шаровидном теле и в своем движении человеческое будущее"33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.63.

На раскаленных телах имеются лишь простые элементы. На остывающей Земле между простыми элементами атмосферы и металлами барисферы образуется минеральный мир (включающий в себе более сотни силикатов). Омываемый водой, он служит средой для возникновения углеродных, водородных и азотных полимеров, обладающих способностью беспредельно увеличивать свою сложность. Таким образом, на Земле образуется зона полимеризации, где плавают освещаемые солнечными лучами аммиак, углекислота и другие органические соединения. Эту оболочку Земли Тейяр называет предбиосферой.