ГЛАВА 3. МЫСЛЬ
Современная наука, считал Тейяр де Шарден, существенным образом скорректировала средневековую конструкцию мироздания, довела, что мир находится в постоянном движении и развитии. Поэтому необходимо коренным образом переосмыслить христианское миропонимание. Центральным методологическим принципом современного мышления Тейяр де Шарден провозгласил эволюционизм. По его мнению, принцип эволюции укоренен в самой действительности и присущий всем явлениям природы. Основными критическими точками процесса развития мира, космогенезу выступают в Тейяра де Шардена такие этапы: "сверхжизнь" (неорганическая природа), "жизнь" (органическая материя), "мышление", "ноосфера" и "сверхжизнь". Особое внимание Тейяр де Шарден уделял третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества. На этапе мышления, по его мнению, появляется человек, который концентрирует в себе психическую энергию, создает ноосферу, персонализирует мир. Она является звеном в биологической эволюции. К появлению человека с ее уникальными способностями к мышлению все в мире было разъединенным, отделенным. Человек же своей деятельностью постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа. На этом уровне возникает высшая форма в развитии мира - мысль, сознание, духовность.