ВВЕДЕНИЕ
Для анализа философского текста я выбрала П. Тейяр де Шардена «Феномен человека». Свой выбор я обосновываю тем, что автор произведения затрагивает такие темы, как проблемы человека, вопроса о том, каковы его природа, происхождение, смысл бытия, вообще целостные характеристики человека как биологического и в то же время над биологического, сознательного существа. Это всё то, что в данное время меня наиболее интересует.
Пьер Тейяр де Шарден пишет: «Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно и исключительно как научную работу… Не следует искать здесь объяснение - это лишь введение к объяснению мира. Установить вокруг человека, взятого за центр, закономерный порядок, связывающий последующее с предыдущим, открыть среди элементов универсума не систему онтологических причинных связей, а эмпирический закон рекуррентности, выражающий их последовательное возникновение в течение времени - вот что… я попытался сделать. Разумеется, за пределами этого исходного научного обобщения остается широко открытым поле для более глубоких теоретических построений в области философии и теологии. В эти глубины бытия я сознательно старался ни в коем случае не вступать». Вследствие этого можно сказать, что актуальность произведения заключается в том, что данный труд является фундаментом для современной философской мысли.
Кратко о библиографических фактах из жизни философа, повлиявшие на написание исследуемого произведения: С 1939 по 1946 года, во время Второй мировой войны, Тейяр де Шарден находился в вынужденной изоляции, в Пекине.
В 1940 году основал вместе с Пьером Леруа в Пекине геобиологический институт, а в 1943 году -- тоже с Леруа -- начал выпускать новый журнал «Геобиология». В эти годы (1937--1946) он создал главное своё произведение -- «Le Phenomene humain» (« Феномен человека»).
К основным историческим событиям эпохи, в которую жил философ, относятся такие, как: Первая мировая война 1914 год, гибель III-й республики, Франция в межвоенные годы (1919-1939гг.), Вторая мировая война 1945 год. Эти события в какой-то мере повлияли на становление творчества философа.
В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем становится и чего требует человек, если его целиком и полностью рассматривать в рамках явлений. Существовать полнее - это всё больше объединяться - таково резюме и итог данного произведения. Единство возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. История живой природы сводится к сознанию. Мы неизбежно -центр перспективы. В силу наивности наука воображала, что она может наблюдать явления в себе такими, какими они протекают независимо от нас. Теперь учёные начинают сознавать, что даже самые объективные их наблюдения целиком пропитаны принятыми исходными посылками, формами мышления, выработанного в ходе исторического развития. Человек - центр конструирования универсума, поэтому к нему следует сводить всю науку. Стремление разгадать смысл эволюции природы. Жизнь - результат неизбежного процесса взлёта духа, увенчанного появлением человека. В эволюции 2 тесно связанные параллельные формы роста: материальная и психическая. Существуют эволюционные скачки: от неорганики к органике, от просто орган жизни к человеку. Человек является центром построения вселенной, к нему следует сводить всю науку.
У человека 7 чувств:
1. чувство пространственной необъятности (разграничение предметов)
2. глубины (отталкивание в бесконечность событий постоянно пополняющегося прошлого)
3.количества (оценка ужасающего множества материальных и живых элементов)
4.пропорции (меры, масштаба, отличие крошечного от огромного)
5. качества, новизны (различие в природе абсолютных ступеней совершенствования и роста)
6.движения (способность воспринимать неодолимое развитие среди повторения старого)
7.органического (обнаруживать связность и структуру в череде событий).
Название феномен человека выбрано не случайно:
1.Человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы требования и методы науки.
2.Человек - самый необыкновенный и самый озаряющий факт.
3.Цель труда - увидеть, то есть развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта, показать развёртывающееся целое.
Человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции.
Стадии эволюции (они же главы книги):