1.2 Внутреннее вещей
Следует открыть в исключительном всеобщее. Сознание представляется как космическое свойство переменной величины, то есть сознание имеет космическое распространение и как таковое окружено ореолом, продлевающим его в пространстве и времени беспредельно. Сознание системно, оно обнаруживается с очевидностью только у человека. Атомистичность - общее свойство, присущее внешнему и внутреннему вещей. Духовное совершенство и материальный синтез - это две взаимосвязанные стороны одного и того же явления. «Чтобы мыслить надо есть!!!»
Фундаментальная энергия делится на две составляющие:
1. тангенциальную энергию, которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка (то есть той же материальной сложности и духовного уровня);
2. радиальную энергию, влекущую каждый элемент в направлении всё более сложного состояния.
Прот. В. Зеньковский считал, что Тейяр не удержался на «поверхности вещей» и обратился к таким понятиям, которые лежат глубже феноменального плана. Но здесь нужно иметь в виду, что многие мыслители употребляли известные термины со своим особым значением (например, Бергсон называл «интеллектом» нечто противоположное «интеллекту» схоластов). Тейяр же вообще был склонен к словотворчеству и новому осмыслению старых понятий. Для него «феномен» -- это не «явление» в кантианском смысле, а та часть действительности, которая доступна познанию. Сюда входят как внешние явления, так и силы, стоящие за ними, в частности творческая «радиальная энергия». Об этих силах говорит не умозрительная концепция и не богословие, а гипотеза, опирающаяся на научные данные. Разумеется, гипотезы рождаются не в пустом пространстве. Их характер тесно связан с внутренней интуицией ученого, с его взглядом на мир.33 Зеньковский В. Указ. соч. С. 179.
Говоря об эволюции, Тейяр справедливо настаивает на том, что теперь она перестала быть гипотезой. «Еще встречаются люди, -- пишет он, -- скептически настроенные в отношении эволюции. Зная природу и натуралистов лишь по книгам, они полагают, что борьба вокруг трансформизма еще продолжается, как во времена Дарвина. А поскольку в биологии идут дискуссии о механизме видообразования, они воображают, что эта наука сомневается..., не отрицая себя самой, насчет факта и реальности такого развития. Но положение дел совершенно иное»33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.137,140*. «Черешки» или начала нового в эволюционном стволе всегда ускользают от взора наблюдателя. Тейяр очень убедительно говорит об этом. Ссылаясь на «глубокое структурное единство древа жизни», он допускает моноцентризм жизнетворения. «Взятое в целом живое вещество, расползшееся по Земле, с первых же стадий своей эволюции вырисовывает контуры одного гигантского организма».
Итак, жизнь возникла единожды, в одном месте. Возникла она путем скачка. Тейяр прямо называет его «внутренней революцией». Он признает прерывность, вопреки обвинению Зеньковского. «Столь привлекательная идея непосредственного превращения одной энергии в другую должна быть отвергнута». Значит, взрыв, революция. В чем же этот переворот коренится? Источник его Тейяр видит в самой природе радиальной энергии, в том «психическом», что скрыто в «преджизни». Однако христианскому взгляду на миротворение более свойственно видеть здесь особое творческое воздействие на материю. Для Тейяра же оно скорее заключено уже в самом факте существования «внутреннего» вещей. Впрочем, когда речь идет о жизни, этот вопрос не столь принципиален, как вопрос о человеке, к которому мы скоро перейдем.
Говоря о самом процессе эволюции живых существ, Тейяр придает большое значение фактам, доказывающим направленность развития в сторону все менее и менее вероятных структур. «Я считаю, -- пишет он, -- что существуют направление и линия прогресса жизни, столь отчетливые, что их реальность, как я убежден, будет общепризнана завтрашней наукой»33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.64.