logo search
Анализ философского текста Тейяр де Шарден П. "Феномен человека" (1937-1946)

ГЛАВА 1. ПРЕДЖИЗНЬ

На этапе «преджизнь» Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 54 выделяются такие качественные состояния как атомы, неорганические молекулы, сначала простые, а затем более сложные и крупные, переходящие в «мегамолекулы» Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 54. Совокупность внешних и внутренних условий на земной поверхности, по мнению Тейяра, породили из этих молекул живые клетки -- новую форму существования материи.

Природная аномалия -- это преувеличение до ощутимости свойства, распространенного всюду в неосязаемом виде, утверждает Тейяр. Следовательно, сознание, со всей очевидностью обнаруживаемое в человеке, является не исключением для природы, а правилом для нее: "обнаруживаемое в этой единичной вспышке, оно имеет космическое распространение" Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 55. Раз в одной точке самой себя ткань универсума обладает сознанием, то она неизбежно сознательна по своей структуре, то в любой области пространства и времени: "В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее, беспредельно простирающейся преджизни".

Преджизненное Тейяр связывает с корпускулярными свойствами мира: "Атомистичность -- общее свойство, присущее внутреннему и внешнему вещей". Сознание -- космическое свойство, подверженное трансформации, оно сопровождает процесс улучшения организации материи: "Духовное совершенство (или сознательное "средоточение") и материальный синтез (или сложность) -- это лишь две взаимосвязанные стороны или части одного и того же явления" Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 53. С образованием зернистости комбинации частиц усложняются. Материя концентрируется во все более организованных формах.

Выработка сложных материальных соединений может происходить лишь благодаря предварительной концентрации ткани универсума в туманностях и в солнцах. Небесные тела -- это лаборатории, где продолжается эволюция материи в направлении создания крупных молекул. Главным условием является их геометрическая ограниченность. Только на Земле появляются химически сложные вещества. Поэтому Тейяр предлагает сосредоточить внимание на "единственной точке мира, где имеется возможность проследить эволюцию материи вплоть до нас самих" -- на нашей планете, "скрывающей в своем шаровидном теле и в своем движении человеческое будущее" Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 63.

На раскаленных телах имеются лишь простые элементы. На остывающей Земле между простыми элементами атмосферы и металлами барисферы образуется минеральный мир (включающий в себе более сотни силикатов). Омываемый водой, он служит средой для возникновения углеродных, водородных и азотных полимеров, обладающих способностью беспредельно увеличивать свою сложность. Таким образом, на Земле образуется зона полимеризации, где плавают освещаемые солнечными лучами аммиак, углекислота и другие органические соединения. Эту оболочку Земли Тейяр называет предбиосферой.

Свою главную книгу Тейяр де Шарден писал как ученый-естественник. Он поставил задачу: определить гуманистически обоснованные принципы эволюции человечества. Фактически он противопоставил эволюцию других форм земной жизни эволюции человека. Единственным верным путем ученый провозгласил тот, который привел к появлению человека -- феноменального существа.

По его мнению, если бы эволюция имела своей целью приспосабливаемость жизни к окружающей среде, то развитие жизни остановилось бы на уровне примитивных форм.

В книге ученый вводит множество «своих» понятий: точка Омега, внутреннее вещей, радиальная и тангенциальная энергия.

Так, всякий элемент на лестнице эволюции обладает одновременно «внутренней сущностью»22 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 82 (радиальной энергией) и «внешним поведением» (тангенциальной энергией). Первое -- это мера сложности, непознаваемости, а второе -- возможность описать и предсказать дальнейшее поведение, например, с помощью объективных законов, выражаемых математически.

На каждой более высокой ступеньке эволюции доля тангенциальной энергии уменьшается, а радиальной -- увеличивается. Если на уровне элементарных частиц «внутренняя сущность»22 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.84 нулевая, и электроны с протонами ведут себя полностью предсказуемо, то для макромолекул и клеток механистический подход уже не бывает точен. Экстраполируя принцип на человеческое общество, можно сказать, что «у нас» к нулю стремится тангенциальная составляющая (внутренняя сущность полностью подчиняет себе внешнюю).

Конечной стадией эволюции? с точки зрения Тейяра де Шардена? становится переход к ноосфере и далее -- к «точке Омега»22 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с. 85. Он считал, что человек как биологический вид не эволюционирует, а наблюдаемые видовые изменения -- лишь внешняя сторона эволюции. По замыслу философа, с точки зрения ноосферы должна быть перестроена и физико-биологическая структура человека.

При этом ученый-теолог искал социальную силу, способную осуществить переход человечества в ноосферу. И вполне логично возлагал надежду на христианство: «На всей поверхности ноосферы христианство представляет собой единственное течение мысли, достаточно смелое и прогрессивное, чтобы охватить практически и действенно Мир; в действии, в котором вера и надежда завершаются в любви»33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 102.