Наука как система.
Науку рассматривают как форму общественного сознания или как систему достоверных и непрерывно развивающихся знаний об объективных законах развития природы и общества. Ее определяют и как непосредственную производительную силу. Вообще наука представлет собой сложное образование. Ее можно рассматривать одновременно как совокупность социальных институтов и как определенного рода целесообразную деятельность. Она характеризуется как постоянно развивающаяся система знаний и как реализация стремлений применить эти знания для практического освоения действительности.
Следовательно, наука – это динамическая система объективных знаний о существенных связях действительности, полученных и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых, благодаря их применению, в непосредственую практическую сиду общества.
Наука является сложной социальной системой, одной из форм общественного сознания и, вместе с тем, особой формой общественной практики по производству новых знаний, их систематизации и структуризации, их материализации в средствах производства. Наука как особая форма общественного сознания возникла на достаточно высоком уровне развития общества вследствие потребности производства в 18 в., когда безчисленные хаотиеские данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь: знание стало наукой, и наука приблизилась к совему завершению, т.е. сомкнулась, с одной стороны, с философией, с другой – с практикой. Производственнй процесс стал сферой применения науки, а наука – фактором и функцией производственного процесса.
Превращение науки в непосредственную производственную силу означает, что наука приобрела новую общественную функцию, харктеризующуюся следующим:
получением нового научного знания;
усвоением этих знаний работниками сферы материального производства;
внедрением знаний в производство.
Наука представляет собой систему, в которой научная информация подчинена общей структуре:
наличие множества элементов;
наличие связей между ними;
целостный характер данного формирования.
Понятие «система» в науке используется уже давно, но особенно широко оно стало применяться в современных условиях. В основе этого понятия лежит признание того, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны, взаимодействуют, влияют друг на друга.
Как система наука выступает в следующих формах:
форме общественного сознания, отражающего общественное бытие (науки о природе, обществе, человеке);
форме общественной практики, включающей теории, методологии, кадровый потенциал, информационное обеспечение, сеть научных учреждений.
Качественной чертой этой системы является ее целостное единство, в котором системообразующим фактором выступает количественное накопление научных знаний и процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется (воплощается) в ее становлении и развитии как особого социального института, объединяющего людей, занятых исследованием.
Определяя понятие науки, нужно учесть два обстоятельства:
во-первых, она представляет собой не просто сумму каких-то знаний об окружающем нас мире, а систему точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и их глубинных связях, т.е. о законах природы и общества, выраженных посредством особых понятий и предложений, называемых научными;
во-вторых, наука - это не плод любознательности отдельных людей, а результат практической деятельности всего человечества, она подчинена целям развития общественной и практики.
Следовательно, наукой надо считать систему научных понятий и положений о явлениях и законах природы и общества, способную служить теоретической основой для их преобразования в интересах всего человечества.
Понятия и положения являются научными, если они получены посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических) и подтвердились в процесс е практики. В этом случае понятия и положения должны правильно отражать объективные законы природы и общества. Такое отражение и называется научным знанием.
Наука - система научных знаний. Процесс при обретения таких знаний называется научным познанием.
Поскольку научные знания должны служить теоретической основой для практической деятельности в интересах общества, наука обязана выполнять существенные для жизни людей общественные функции и тем самым становиться одной из форм общественного сознания.
Научные знания - высшая форма цивилизационных знаний.
Как система наука выполняет следующие функции в обществе:
функцию социальной памяти, что выражается в накоплении и сохранении в памяти человечества опыта предшествующих поколений;
познавательную функцию, обеспечивающую предоставление обществу необходимых знаний для правильного решения стоящих перед ним проблем;
воспитательную функцию, которая заключается в безусловном признании общечеловеческих ценностей в обществе и обеспечивает поступательный процесс повышения уровня его образования.
Таким образом, наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. В настоящее время развитие науки связано с разделением и кооперацией научного труда. Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращения познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей – ученых.
- 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 25 01 04 «Финансы и кредит»
- Сущность познания, характеристика и классификация познания.
- Объект и предмет научного познания.
- Методология научного познания.
- Характеристика уровней научного познания.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Методология и логика научных исследований.
- Общенаучные методы исследований.
- Развитие методов науки.
- Наука как система.
- Классификация наук.
- Организационные основы научных исследований.
- Нормы научной деятельности.
- Специфика экономических исследований.
- Конкретно-научные методы исследования экономических наук.
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит как наука. Финансы как наука.
- Научная проблема: постановка, разработка и решение.
- Гипотезы и их роль в научном исследовании.
- Научная теория: принципы построения, структура, классификация.
- Роль эксперимента в научном познании.
- Общая характеристика аргументации.
- Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.
- Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.
- Общие вопросы методики научного исследования.
- Принципы и закономерности научного поиска.
- Организация труда научного работника.
- Виды и формы устных представлений научной информации.
- Подготовка к выступлению.
- Постановка вопросов и формулирование ответов.
- Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.
- Понятие об информационной базе.
- Поиск и отбор информации.
- Работа с источниками информации.
- Практическая сторона научных исследований.
- Основы методики оформления научного документа.
- Последовательность и стиль изложения материала.
- Структура и техника оформления научного документа.
- Справочно-библиографическое оформление научного документа.