Эмпирическое и теоретическое познание.
Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов.
Наблюдение - система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта. Функции этого метода: фиксации регистрация информации и предварительная классификация факторов.
Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений.
Измерение как метод является системой фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта. Для экономических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми;
Сущность описания, как специфического метода получения эмпирического знания состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.
Теоретический уровень является высшим уровнем научного познания. Схему теоретического уровня познания можно представить следующим образом:
- мысленный эксперимент и идеализация на основе механизма переноса зафиксированных в объекте результатов практических действий;
- развитие познания в логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях, законах, научных идеях, гипотезах, теориях;
- логическая проверка обоснованности теоретических построений;
- применение теоретических знаний на практике, в общественной деятельности.
Можно определить основные характеристики теоретического познания:
объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики;
предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования;
познание осуществляется в логических формах, под которым понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире.
Различают следующие виды форм научного познания:
общелогические: понятия, суждения, умозаключения;
локально-логические: научные идеи, гипотезы, теории, законы.
Понятие - это мысль, отражающая имущественные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и. др. Общие понятия связаны с некоторым множество предметов или явлений, единичные относятся только к одному, конкретные - к конкретным предметам или явлениям, абстрактные к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные - не содержат парных отношений.
Суждение - это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д.
Умозаключение - это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу, умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения бывают двух видов: непосредственное; опосредованное.
В непосредственных умозаключениях приходят от одного суждения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего.
Процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию.
Рассмотрим основные элементы теоретического уровня познания.
Идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания всей совокупности связей. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.
Гипотеза – предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена.
Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то ее называют законом или теорией.
Закон – необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Законы бывают специфическими, общими и всеобщими.
Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.
Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности. Теория обладает рядом структурных элементов:
Факты – знание об объекте или явлении, достоверность которого доказана.
Категория – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные связи действительности.
Аксиомы – положения, принимаемые без логического доказательства.
Постулаты – утверждения, принимаемые в рамках какой-либо научной теории за истинное, играющее роль аксиомы.
Принципы – основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения.
Понятия – мысли, в которых обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим (специфическим) признакам.
Положения – сформулированные мысли, высказанные в форме научного утверждения.
Суждения – мысли, выраженные в виде повествовательного предложения, которые могут быть истинными или ложными.
- 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 25 01 04 «Финансы и кредит»
- Сущность познания, характеристика и классификация познания.
- Объект и предмет научного познания.
- Методология научного познания.
- Характеристика уровней научного познания.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Методология и логика научных исследований.
- Общенаучные методы исследований.
- Развитие методов науки.
- Наука как система.
- Классификация наук.
- Организационные основы научных исследований.
- Нормы научной деятельности.
- Специфика экономических исследований.
- Конкретно-научные методы исследования экономических наук.
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит как наука. Финансы как наука.
- Научная проблема: постановка, разработка и решение.
- Гипотезы и их роль в научном исследовании.
- Научная теория: принципы построения, структура, классификация.
- Роль эксперимента в научном познании.
- Общая характеристика аргументации.
- Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.
- Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.
- Общие вопросы методики научного исследования.
- Принципы и закономерности научного поиска.
- Организация труда научного работника.
- Виды и формы устных представлений научной информации.
- Подготовка к выступлению.
- Постановка вопросов и формулирование ответов.
- Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.
- Понятие об информационной базе.
- Поиск и отбор информации.
- Работа с источниками информации.
- Практическая сторона научных исследований.
- Основы методики оформления научного документа.
- Последовательность и стиль изложения материала.
- Структура и техника оформления научного документа.
- Справочно-библиографическое оформление научного документа.