Структура и техника оформления научного документа.
Общепринято, что научный документ включает следующие элементы:
титульный лист;
реферат (аннотация);
содержание (оглавление);
основную часть (текст);
список литературы;
приложения.
В аннотации дается краткая характеристика содержания документа (где выполнена работа, поставленная задача и полученные результаты, описание новых методических, организационных решений, их отличие от уже известных и сравнение с мировыми достижениями науки и техники в этой области, экономические преимущества предлагаемых решений, возможности использования результатов работы).
В содержании последовательно перечисляются наименования глав, параграфов и приложений, указываются номера страниц, на которых помещены заголовки.
Во введении дается характеристика современного состояния проблемы, которой посвящена работа, излагается ее цель и задачи, обосновываются актуальность и необходимость ее проведения.
Введение может содержать аналитический (иногда его называют литературным) и исторический обзоры, отражающие основные этапы развития проблемы (темы), а также характеристику объекта обучения.
В разделах (главах, параграфах, пунктах) основной части подробно и последовательно излагается содержание выполненной научно-исследовательской работы, описываются результаты исследования, в том числе и отрицательные. Эта часть содержит краткое изложение сути предыдущих работ (разных авторов) аналогичной тематики, их критический анализ, теоретическое исследование проблемы, разработку рабочей гипотезы, обоснование методологии и методики работы, описание результатов экспериментов, анализ и сопоставление теоретических и экспериментальных данных. Каждая глава, параграф завершаются выводами. Все главы начинаются с новой страницы.
В заключении (выводах, рекомендациях) кратко излагаются результаты исследования. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Выводы следует формулировать только после завершения работы. В них не должно быть много цифрового материала. Чем выводы лаконичнее, точнее, бесспорнее, тем более они ценны. Они должны быть немногочисленны и обоснованны.
В приложения выносят, как правило, вспомогательный, второстепенный материал, который все же представляет определенную ценность, несет полезную информацию. К таким материалам относятся промежуточные расчеты, вспомогательные иллюстрации, таблицы, схемы, разработанные формы первичных документов и регистров и т.п. Компоновка их определяется видом издания, содержанием и назначением приложений. Если приложений немного (до 10), разрешается располагать их в порядке появления ссылок в тексте.
Основными требованиями к изложению научного труда являются единая логическая система, полнота изложения, аргументированность, ясность выражения мысли.
Изложение строится в соответствии с планом содержания работы. Целесообразно (но не обязательно) оформлять работу в последовательности, установленной планом.
Литературную обработку больших работ (дипломной, например) лучше производить в несколько стадий. Сначала подготовить предварительное изложение. После этого составить краткий вариант его, а затем дать развернутое изложение.
По завершении каждого параграфа, главы, работы в целом необходимо внимательно перечитать написанное. При повторном чтении часто обнаруживаются ошибки, повторения, противоречия, неудачные фразы и т.п.
Все цитаты, формулы, цифры, библиографические ссылки должны быть проверены по первоисточнику.
Одним из важных моментов оформления научных работ является саморедактирование. Цель редактирования – устранить всевозможные семантические, стилистические, грамматические ошибки, развить критическое отношение исполнителей к результатам собственного труда. Следует различать два вида редактирования: научное и литературное. Научное редактирование предполагает правильный выбор терминов, точность логических посылок и выводов, достоверность привлекаемых источников и т.д. Литературное редактирование заключается в приведении текста в соответствие с нормами современного литературного языка.
Отпечатанный текст следует внимательно прочитать и устранить допущенные опечатки.
Грамотность – знание языка на уровне требования средней школы и грамотность научного документа (курсовой, дипломной или другой работы) – совершенно различные понятия.
Поэтому необходимо помнить, что язык научной речи (письма, выступления и т.п.) подчиняется действию:
норм современного литературного языка (русского, белорусского и т.д.);
норм, обусловленных логикой конкретной науки.
Безупречная грамотность изложения – основное требование к языку научной документации. Наличие орфографических и грамматических ошибок, стилистических погрешностей резко снижают ценность научного документа.
Научная работа оформляется в соответствии с установленными требованиями.
- 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 25 01 04 «Финансы и кредит»
- Сущность познания, характеристика и классификация познания.
- Объект и предмет научного познания.
- Методология научного познания.
- Характеристика уровней научного познания.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Методология и логика научных исследований.
- Общенаучные методы исследований.
- Развитие методов науки.
- Наука как система.
- Классификация наук.
- Организационные основы научных исследований.
- Нормы научной деятельности.
- Специфика экономических исследований.
- Конкретно-научные методы исследования экономических наук.
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит как наука. Финансы как наука.
- Научная проблема: постановка, разработка и решение.
- Гипотезы и их роль в научном исследовании.
- Научная теория: принципы построения, структура, классификация.
- Роль эксперимента в научном познании.
- Общая характеристика аргументации.
- Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.
- Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.
- Общие вопросы методики научного исследования.
- Принципы и закономерности научного поиска.
- Организация труда научного работника.
- Виды и формы устных представлений научной информации.
- Подготовка к выступлению.
- Постановка вопросов и формулирование ответов.
- Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.
- Понятие об информационной базе.
- Поиск и отбор информации.
- Работа с источниками информации.
- Практическая сторона научных исследований.
- Основы методики оформления научного документа.
- Последовательность и стиль изложения материала.
- Структура и техника оформления научного документа.
- Справочно-библиографическое оформление научного документа.