Гипотезы и их роль в научном исследовании.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Ценность гипотезы – в ее противоречии догме, в разрыве с традиционными подходами и методами мышления. Гипотеза является средством приращения наших знаний. Она представляет собой эффективный инструмент поиска истины.
Процесс развития гипотез проходит следующие стадии:
- выдвижение – изучение объекта исследования путем накопления теоретических и эмпирических знаний и обоснование на их основе предложения о возможности получения новых знаний о нем
- формулирование – определение методов исследования и системы доказательств
- доказательство – исследование и экспериментирование, их уточнение и корректировка
- уточнение – дополнение новыми предположениями, отбрасывание ошибочных и замена их новыми
- превращение в достоверное знание
- опровержение гипотезы.
Специфическими признаками гипотезы являются:
- адекватность и обоснованность (должна объяснить как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки (противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены);
- принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики). Гипотеза считается проверяемой, если из нее можно в принципе вывести некоторые наблюдаемые факты;
- совместимость гипотез с существующим научным знанием;
- полнота, то есть возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим – уже известным, но не объясненным в других областях;
- простота;
- объяснительная и предсказательная сила гипотезы.
Самый распространенный способ испытания гипотезы – практическая оценка ее предсказательных возможностей. Опровергнуть ее или превратить в безусловно истинное утверждение призвана практика.
Нельзя вести исследование, не имея гипотезы. Ошибочные гипотезы также углубляют наше познание, показывают трудности проблемы и побуждают нас к поиску лучших решений.
-
Содержание
- 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 25 01 04 «Финансы и кредит»
- Сущность познания, характеристика и классификация познания.
- Объект и предмет научного познания.
- Методология научного познания.
- Характеристика уровней научного познания.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Методология и логика научных исследований.
- Общенаучные методы исследований.
- Развитие методов науки.
- Наука как система.
- Классификация наук.
- Организационные основы научных исследований.
- Нормы научной деятельности.
- Специфика экономических исследований.
- Конкретно-научные методы исследования экономических наук.
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит как наука. Финансы как наука.
- Научная проблема: постановка, разработка и решение.
- Гипотезы и их роль в научном исследовании.
- Научная теория: принципы построения, структура, классификация.
- Роль эксперимента в научном познании.
- Общая характеристика аргументации.
- Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.
- Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.
- Общие вопросы методики научного исследования.
- Принципы и закономерности научного поиска.
- Организация труда научного работника.
- Виды и формы устных представлений научной информации.
- Подготовка к выступлению.
- Постановка вопросов и формулирование ответов.
- Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.
- Понятие об информационной базе.
- Поиск и отбор информации.
- Работа с источниками информации.
- Практическая сторона научных исследований.
- Основы методики оформления научного документа.
- Последовательность и стиль изложения материала.
- Структура и техника оформления научного документа.
- Справочно-библиографическое оформление научного документа.