logo
Kratky_konspekt_lektsy_MNI

Гипотезы и их роль в научном исследовании.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Ценность гипотезы – в ее противоречии догме, в разрыве с традиционными подходами и методами мышления. Гипотеза является средством приращения наших знаний. Она представляет собой эффективный инструмент поиска истины.

Процесс развития гипотез проходит следующие стадии:

- выдвижение – изучение объекта исследования путем накопления теоретических и эмпирических знаний и обоснование на их основе предложения о возможности получения новых знаний о нем

- формулирование – определение методов исследования и системы доказательств

- доказательство – исследование и экспериментирование, их уточнение и корректировка

- уточнение – дополнение новыми предположениями, отбрасывание ошибочных и замена их новыми

- превращение в достоверное знание

- опровержение гипотезы.

Специфическими признаками гипотезы являются:

- адекватность и обоснованность (должна объяснить как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки (противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены);

- принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики). Гипотеза считается проверяемой, если из нее можно в принципе вывести некоторые наблюдаемые факты;

- совместимость гипотез с существующим научным знанием;

- полнота, то есть возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим – уже известным, но не объясненным в других областях;

- простота;

- объяснительная и предсказательная сила гипотезы.

Самый распространенный способ испытания гипотезы – практическая оценка ее предсказательных возможностей. Опровергнуть ее или превратить в безусловно истинное утверждение призвана практика.

Нельзя вести исследование, не имея гипотезы. Ошибочные гипотезы также углубляют наше познание, показывают трудности проблемы и побуждают нас к поиску лучших решений.