logo search
m ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Е

Послеклассический период в античной философии

Сократические школы. Эллинистические школы.

Неоплатонизм

В послеклассической мысли вопросы о приро­де и политике отодвигаются на второй план. После Сократа са­мопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» — основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.

Две влиятельные школы - киников и киренаиков -сфор­мировались еше в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии - школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.

Основателем школы киников был ученик Сократа Антисфен (150—360 до н.э.). Самоншменование школы происходит от названия холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Антисфена.

Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации и культуры. Философия — не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества -«без общи­ны, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александ­ра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в поздней­ших философских и культурных течениях -у стоиков, в христи­анском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.

Основателем киренской школы был Аристипп из Кирены (ок. 435—360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мыможем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или на­слаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель че­ловека — достижение полного, устойчивого наслаждения. Не­которые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угры­зения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизсм.

Школа стоиков сформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333—262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa — портик, крытая колонна­да). Идеал стоиков-спокойствие и невозмутимость (по-гречески «апатия»).

Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потреб­ностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.

Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 — ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство -потакание страстям и желани­ям, а свободным духом можно быть даже в неволе.

Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. — 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает мно­гим лучше понять себя и жизнь вокруг.

У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341—270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он пропо­ведовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом ви­села надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удо­вольствие — высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом — атараксия (безмя­тежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого стра­ха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал на­слаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имел и дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладост­растия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и весе­лись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигу­рально называют эпикурейцами.

Школа скептиков была чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель — Пиррон из Элиды (IV в. — начало III в. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Ло­гика скептиков проста: для каждого А возможны два противо­положных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих сужде­ния являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже не­обходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скепти­ки резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они переходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.

Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались най­ти спасение в мистике.

Неоплатонизм предложил философские основания для та­кой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Пла­тона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тай­ных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое — божест­венно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все мно­гообразие мира (это Плотин называет эманацией — истечени­ем). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя — тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -

исступленное состояние, когда душа прорывает границы мате­риального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сли­вается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему — молчание и сосредо­точение.

IВ неоплатоновской традиции философия постепенно сме­няется религией. Параллельно с неоплатонизмом формирует­ся и христианское богословие, открывающее следующую эпо­ху в истории мысли Европы: средневековую христианскую фи­лософию.