Философия Древнего Китая
Основные понятия. Конфуцианство. Даосизм
Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до новой эры. На фоне накопленного к этому времени обществом опыта мифология, ранее претендовавшая на объяснение законов мироздания, обнаружила свою ограниченность. Выход из сложившегося тупика призвана была найти формирующаяся философия.
Переход от мифологического мировоззрения к философскому не был резким: китайская мысль прямо не выступала против мифа, она переписывала его в более рациональном ключе, переосмысливая его символы и превращая их в философские категории. Вот некоторые из них: о ли — ритуал, порядок, вежливость; о жень — человечность;
о инь—ян — противоположные начала, находящиеся в единстве; о дао - путь, судьба.
Значения этих категорий можно раскрыть на примере идей философских учений, наиболее важными из которых считаются конфуцианство и даосизм.
Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской традиции — Конфуций) считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом.
Ученики Кун Фу-цзы, записав мысли, изречения и воспоминания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), ставшую основным философским сочинением Китая; в школах эту книгу заучивали наизусть, а цитаты из нее воспринимались как неопровержимые аргументы при любом споре. В этой работе изложены следующие основные идеи: о человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание',
о древность воспринимается философом как идеальная эпоха благородных людей, а настоящее кажется ему упадком. Поэтому правильным будет воспитание в духе древних традиций; о традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все предписания, то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важнейший принцип поведения — ли\ о обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков;
о живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности; о согласно Кун Фу-цзы, важно «не делать другим, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим — жень\
о исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути - превращение человека в средоточие всех добродетелей — благородного мужа.
Кун Фу-цзы, как мы видим, не интересуется ни природой, ни сложными категориями бытия или познания. Главное для него — совершенствование человека, его стремление к нравственному идеалу.
Основателем даосизма («школы пути») считается JIao-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Ему традиционно приписывают авторство книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»).
Центральное понятие даосизма — дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически — не как жесткая предопределенность, а как вечное движение и изменение.
Для даосизма судьба — переход всего в свою противоположность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графический символ инь—ян — круг, разделенный на две равные части, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человек — это и мужчина, и женщина. Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие.
инь | ян |
женское | мужское |
отрицательное | положительное |
луна | солнце |
тьма | свет |
влажность | сухость |
левое | правое |
тепло | огонь |
и т.д. | и т.д. |
Судьбу человека как чередование инь и ян можно упрощенно представить таким образом: если сегодня плохо, необходимо просто ждать - завтра будет хорошо. Если сегодня хорошо - завтра будет плохо. При этом, если человек попал в черную полосу жизни, можно утешиться тем, что во всем плохом можно найти что-то хорошее (белая точка в черной части круга), так же как, впрочем, в хорошем - плохое (черная - в белом).
Рассмотрим основные положения даосизма: о все в мире развивается согласно Дао — естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в постоянном изменении-, о вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами природы (принцип у-вей);
о цель человека — гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; о развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. След- стие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.
Таким образом, китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в первую очередь поведением человека и его внутренним миром. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм), подробно разработанные в китайской философии, стали весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической философии последних десятилетий.
- Философия Древнего Китая
- Философия Древней Индии
- Общие понятия. Основные школы. Буддизм
- Античная философия до Сократа
- Появление философии в Греции вызвано также рядом внешних (социальных и культурных) причин, в числе которых:
- Историю философии античности можно разделить на три периода:
- Самые известные высказывания Гераклита:
- Классическая греческая философия
- Рассмотрим основные идеи и характерные черты философии Сократа:
- Правило «золотой середины»
- Послеклассический период в античной философии
- Краткие характеристики философских течений