logo
m ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Е

Философия Древнего Китая

Основные понятия. Конфуцианство. Даосизм

Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до новой эры. На фоне накопленно­го к этому времени обществом опыта мифология, ранее пре­тендовавшая на объяснение законов мироздания, обнаружила свою ограниченность. Выход из сложившегося тупика призва­на была найти формирующаяся философия.

Переход от мифологического мировоззрения к философ­скому не был резким: китайская мысль прямо не выступала против мифа, она переписывала его в более рациональном ключе, переосмысливая его символы и превращая их в фило­софские категории. Вот некоторые из них: о ли — ритуал, порядок, вежливость; о жень — человечность;

о инь—ян — противоположные начала, находящиеся в единстве; о дао - путь, судьба.

Значения этих категорий можно раскрыть на примере идей философских учений, наиболее важными из которых считают­ся конфуцианство и даосизм.

Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской тра­диции — Конфуций) считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом.

Ученики Кун Фу-цзы, записав мысли, изречения и воспо­минания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и су­ждения»), ставшую основным философским сочинением Ки­тая; в школах эту книгу заучивали наизусть, а цитаты из нее воспринимались как неопровержимые аргументы при любом споре. В этой работе изложены следующие основные идеи: о человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточает­ся. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспи­тание',

о древность воспринимается философом как идеальная эпоха благородных людей, а настоящее кажется ему упадком. Поэто­му правильным будет воспитание в духе древних традиций; о традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если че­ловек будет строго соблюдать все предписания, то в его поведе­нии не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важней­ший принцип поведения — ли\ о обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следо­вательно, благовоспитанность связана с почитанием предков;

о живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зре­ния опираются на принцип сыновней почтительности; о согласно Кун Фу-цзы, важно «не делать другим, чего не жела­ешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим — жень\

о исполнение всех требований, изложенных выше, ведет челове­ка по пути совершенствования. Цель этого пути - превраще­ние человека в средоточие всех добродетелей — благородного мужа.

Кун Фу-цзы, как мы видим, не интересуется ни природой, ни сложными категориями бытия или познания. Главное для него — совершенствование человека, его стремление к нравст­венному идеалу.

Основателем даосизма («школы пути») считается JIao-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Ему традиционно припи­сывают авторство книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»).

Центральное понятие даосизма — дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически — не как жесткая предопре­деленность, а как вечное движение и изменение.

Для даосизма судьба — переход всего в свою противополож­ность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графи­ческий символ инь—ян — круг, разделенный на две равные час­ти, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человек — это и мужчина, и женщина. Взаимодейст­вие двух начал рождает движение, развитие.

инь

ян

женское

мужское

отрицательное

положительное

луна

солнце

тьма

свет

влажность

сухость

левое

правое

тепло

огонь

и т.д.

и т.д.

Судьбу человека как чередование инь и ян можно упрощен­но представить таким образом: если сегодня плохо, необходи­мо просто ждать - завтра будет хорошо. Если сегодня хорошо - завтра будет плохо. При этом, если человек попал в черную по­лосу жизни, можно утешиться тем, что во всем плохом можно найти что-то хорошее (белая точка в черной части круга), так же как, впрочем, в хорошем - плохое (черная - в белом).

Рассмотрим основные положения даосизма: о все в мире развивается согласно Дао — естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в посто­янном изменении-, о вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами при­роды (принцип у-вей);

о цель человека — гармоничное слияние с природой, согласие с ок­ружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; о развитие общества и цивилизации ведет человека к замене ес­тественного искусственным, к дисгармонии с миром. След- стие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необ­ходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.

Таким образом, китайская философия всецело подчи­нена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в пер­вую очередь поведением человека и его внутренним миром. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (дао­сизм), подробно разработанные в китайской философии, ста­ли весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической фи­лософии последних десятилетий.