Послеклассический период в античной философии
Сократические школы. Эллинистические школы.
Неоплатонизм
В послеклассической мысли вопросы о природе и политике отодвигаются на второй план. После Сократа самопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» — основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.
Две влиятельные школы - киников и киренаиков -сформировались еше в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии - школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.
Основателем школы киников был ученик Сократа Антисфен (150—360 до н.э.). Самоншменование школы происходит от названия холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Антисфена.
Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации и культуры. Философия — не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества -«без общины, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в позднейших философских и культурных течениях -у стоиков, в христианском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.
Основателем киренской школы был Аристипп из Кирены (ок. 435—360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мыможем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или наслаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель человека — достижение полного, устойчивого наслаждения. Некоторые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угрызения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизсм.
Школа стоиков сформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333—262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa — портик, крытая колоннада). Идеал стоиков-спокойствие и невозмутимость (по-гречески «апатия»).
Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потребностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.
Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 — ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство -потакание страстям и желаниям, а свободным духом можно быть даже в неволе.
Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. — 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает многим лучше понять себя и жизнь вокруг.
У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341—270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он проповедовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом висела надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом — атараксия (безмятежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого страха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал наслаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имел и дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладострастия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и веселись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигурально называют эпикурейцами.
Школа скептиков была чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель — Пиррон из Элиды (IV в. — начало III в. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Логика скептиков проста: для каждого А возможны два противоположных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих суждения являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже необходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скептики резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они переходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.
Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались найти спасение в мистике.
Неоплатонизм предложил философские основания для такой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Платона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тайных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое — божественно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все многообразие мира (это Плотин называет эманацией — истечением). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя — тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -
исступленное состояние, когда душа прорывает границы материального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сливается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему — молчание и сосредоточение.
IВ неоплатоновской традиции философия постепенно сменяется религией. Параллельно с неоплатонизмом формируется и христианское богословие, открывающее следующую эпоху в истории мысли Европы: средневековую христианскую философию.
- Философия Древнего Китая
- Философия Древней Индии
- Общие понятия. Основные школы. Буддизм
- Античная философия до Сократа
- Появление философии в Греции вызвано также рядом внешних (социальных и культурных) причин, в числе которых:
- Историю философии античности можно разделить на три периода:
- Самые известные высказывания Гераклита:
- Классическая греческая философия
- Рассмотрим основные идеи и характерные черты философии Сократа:
- Правило «золотой середины»
- Послеклассический период в античной философии
- Краткие характеристики философских течений