Самые известные высказывания Гераклита:
Все течет, все изменяется.
В одну реку нельзя войти дважды.
Все происходит через борьбу: борьба — отец всего и царь над всем.
Пифагор Самосский основал свою школу в Кротоне. Будучи блестящим математиком, он поставил число в центр своих философских размышлений. По мнению Пифагора, числа — основа и начало всякой вещи и Вселенной в целом: суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде.
Смена времен года, движение светил, циклы развития жизни, музыкальная гармония - все подчиняется соответствующим математическим закономерностям.
Несмотря на математическое видение мира, в учении Пифагора много мистики. Пифагорейское братство было основано на принципах секты: строгой иерархии и подчинения, закрытости тайного знания для непосвященных. Пифагорейцы соблюдали строгий распорядок дня и особую диету; важное место в их представлениях занимали учение о переселении душ и числовые гадания. В этом сочетании научности и мистицизма проявляется сложный и противоречивый процесс рождения философии из недр мифологии.
Представители Элейской школы сделали следующий важный шаг в развитии философского знания. Именно на этом этапе философия почти полностью освобождается от мифа.
Философам свойственно задавать неожиданные вопросы. Однако вопросы: что есть Космос? Что есть первоначало? задаются и в мифологии. Заслуга первых философов в том, что они пытались ответить на эти вопросы самостоятельно.
Элеат Парменид задает первый истинно философский вопрос: «Что есть есть?» Что общего между справедливостью и деревом, человеком и числом? Все они есть или, как говорит Парменид, все они обладают бытием. Таким образом, в философию вводится понятие бытия, лежащего в основе всех вещей мира.
Бытие, по мнению Парменида, есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо. Бытие нельзя обнаружить при помощи чувств, но его можно помыслить. Небытие же есть то, чего помыслить нельзя, следовательно, его не существует.
Школа атомистов опровергает тезис об отсутствии небытия. Ее основные представители Левкипп и Демокрит из Абдер (V в. до н.э.) пришли к выводу, что существуют два первоначала - бытие и небытие.
Небытие есть пустота - она едина, неделима, беспредельна, бесформенна, инертна. Противоположность пустоты - бытие -множественно, делимо, имеет пределы и форму и пребывает в движении.
Испарение воды или истирание вещей говорит о том, что все существующее может делиться на некие мельчайшие частицы. Это наблюдение, соединенное с размышлениями о свойствах бытия, приводит Левкиппа и Демокрита к выводу о том, что бытие состоит из множества невидимых глазу атомов; при этом каждый атом имеет свои пределы и форму. Помимо атомов существует и пустота как пространство, где атомы могут двигаться.
В целом атомистическая концепция — самая успешная в античности попытка примирения в одной теории двух противоположных начал — движения и неизменности (или теории Гераклита и теории Парменида).
Все вещи в мире находятся в постоянном движении - они рождаются, изменяются и уничтожаются. Но их сущность - атомы - всегда неделима и неизменна.
Таким образом, досократическое мышление заложило основу философского знания. Разумность, логичность, самостоятельность мышления -несомненные завоевания начала философской мысли. Именно они стали тем фундаментом, на котором классики — Сократ, Платон и Аристотель - выстроили грандиозное здание систематической философии.
- Философия Древнего Китая
- Философия Древней Индии
- Общие понятия. Основные школы. Буддизм
- Античная философия до Сократа
- Появление философии в Греции вызвано также рядом внешних (социальных и культурных) причин, в числе которых:
- Историю философии античности можно разделить на три периода:
- Самые известные высказывания Гераклита:
- Классическая греческая философия
- Рассмотрим основные идеи и характерные черты философии Сократа:
- Правило «золотой середины»
- Послеклассический период в античной философии
- Краткие характеристики философских течений