logo
m ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Е

Общие понятия. Основные школы. Буддизм

В древнеиндийской цивилизации сформирова­лось несколько оригинальных и тщательно разработанных фи­лософских систем. Их фундаментом во многом являются «Ве­ды» (в переводе с санскрита — «знания») — сборники древних религиозных текстов, складывавшихся начиная с III тысячеле­тия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. — «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них: о сансара —учение о переселении души из тела в тело, колесо ре­инкарнаций; 0 карма — закон воздаяния; о ахимса — непричинение вреда живому.

Рассмотрим эти понятия подробнее.

Во многих учениях Древней Индии считалось, что душа чело­века является вечной и после смерти тела, согласно закону санса- ры, она переселяется в другое тело (человека, животного, бога).

Конкретное телесное воплощение регулировалось законом кармы — все поступки, хорошие или плохие, отражаются на со­стоянии кармы человека и будущее воплощение зависит от ее качества.

Поскольку все живые существа имеют равноценную душу, следует соблюдать закон ахимсы — по возможности воздержи­ваться от всякого причинения вреда живым существам.

Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь на­полнена страданием. Поскольку существует сансара, страда­ния будут продолжаться вечно, если не будет найден путь из­бавления от них. Соответственно поиск такого пути был ко­нечной целью каждой философской теории.

Древнеиндийские философские школы обычно подразде­ляют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет «Вед», называют ортодоксальными. Оригинальные учения ло- каята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций «Вед», считаются соответственно неортодоксальными.

Каждая школа предлагает свой путь избавления от страда­ний.

Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»:

о веданта предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места;

О йога добавляет к этому систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, отре­шение от боли и страданий.

о вайшешика считает: для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна — в ней разработаны общие катего­рии познания и бытия, правила логики, учение об атомах.

Неортодоксальные школы предлагают более нетрадицион­ные способы освобождения от страдания:

О локаята отрицает законы кармы, сансары, существование жизни после смерти. Со страданием может справиться только удовольствие. Смерть бесповоротна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться;

О джайнизм, напротив, говорит, что тело — темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело — к греху. Путь из­бавления от тирании тела — аскетизм и ахимса;

О буддизм — наиболее развитое в философском отношении уче­ние Древней Индии — видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (в переводе с санскрита «угасание») — блаженное небытие, идеальное состоя­ние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страда­ний).

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, на­званный Буддой (т.е. достигшим просветления).

!!Будда полагал, что к избавлению от страданий — нирване — ведет «восьмеричный путь». У этого пути несколько этапов:

  1. жизнь — стра­дание;

  2. причина страданий — наши желания;

  3. прекращение страданий есть подавление желаний;

  4. страдания уменьшают­ся, если следовать «восьмеричному пути»;

Считалось, что человек, точно исполняющий все предпи­сания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для жизни и сопутству­ющих ей страданий.

Из знакомства с «восьмеричным путем», который пред­ставляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отда­ющая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждени­ям и теориям. Главное — указать путь для спасения человека и избавления его от нескончаемых страданий, а размышления о причинах и основаниях бытия второстепенны.

Таким образом, в древнеиндийской философии пред­ставлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значи­тельному обогащению мировой философской мысли. Евро­пейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного само­погружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.