Общие понятия. Основные школы. Буддизм
В древнеиндийской цивилизации сформировалось несколько оригинальных и тщательно разработанных философских систем. Их фундаментом во многом являются «Веды» (в переводе с санскрита — «знания») — сборники древних религиозных текстов, складывавшихся начиная с III тысячелетия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. — «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них: о сансара —учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнаций; 0 карма — закон воздаяния; о ахимса — непричинение вреда живому.
Рассмотрим эти понятия подробнее.
Во многих учениях Древней Индии считалось, что душа человека является вечной и после смерти тела, согласно закону санса- ры, она переселяется в другое тело (человека, животного, бога).
Конкретное телесное воплощение регулировалось законом кармы — все поступки, хорошие или плохие, отражаются на состоянии кармы человека и будущее воплощение зависит от ее качества.
Поскольку все живые существа имеют равноценную душу, следует соблюдать закон ахимсы — по возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам.
Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь наполнена страданием. Поскольку существует сансара, страдания будут продолжаться вечно, если не будет найден путь избавления от них. Соответственно поиск такого пути был конечной целью каждой философской теории.
Древнеиндийские философские школы обычно подразделяют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет «Вед», называют ортодоксальными. Оригинальные учения ло- каята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций «Вед», считаются соответственно неортодоксальными.
Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий.
Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»:
о веданта предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непонимания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места;
О йога добавляет к этому систему физических и духовных упражнений, целью которых является освобождение от мира, отрешение от боли и страданий.
о вайшешика считает: для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна — в ней разработаны общие категории познания и бытия, правила логики, учение об атомах.
Неортодоксальные школы предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания:
О локаята отрицает законы кармы, сансары, существование жизни после смерти. Со страданием может справиться только удовольствие. Смерть бесповоротна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться;
О джайнизм, напротив, говорит, что тело — темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело — к греху. Путь избавления от тирании тела — аскетизм и ахимса;
О буддизм — наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии — видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (в переводе с санскрита «угасание») — блаженное небытие, идеальное состояние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страданий).
Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (т.е. достигшим просветления).
!!Будда полагал, что к избавлению от страданий — нирване — ведет «восьмеричный путь». У этого пути несколько этапов:
о праведное знание есть знание «четырех истин»:
жизнь — страдание;
причина страданий — наши желания;
прекращение страданий есть подавление желаний;
страдания уменьшаются, если следовать «восьмеричному пути»;
праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путем Будды;
праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов;
праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголя и наркотиков»;
праведное занятие — это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;
праведное усилие есть борьба с соблазнами;
праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;
праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.
Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих ей страданий.
Из знакомства с «восьмеричным путем», который представляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отдающая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям. Главное — указать путь для спасения человека и избавления его от нескончаемых страданий, а размышления о причинах и основаниях бытия второстепенны.
Таким образом, в древнеиндийской философии представлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значительному обогащению мировой философской мысли. Европейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного самопогружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.
- Философия Древнего Китая
- Философия Древней Индии
- Общие понятия. Основные школы. Буддизм
- Античная философия до Сократа
- Появление философии в Греции вызвано также рядом внешних (социальных и культурных) причин, в числе которых:
- Историю философии античности можно разделить на три периода:
- Самые известные высказывания Гераклита:
- Классическая греческая философия
- Рассмотрим основные идеи и характерные черты философии Сократа:
- Правило «золотой середины»
- Послеклассический период в античной философии
- Краткие характеристики философских течений