Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в период бурного подъема естествознания. Несмотря на большое значение великих прозрений античности, влияние науки арабов Среднего Востока, гениальных идей эпохи Возрождения, естествознание находилось в зачаточном состоянии до 17 в. Представления о Вселенной ничем не отличались от тех, что были изложены в сочинениях Птолемея. А предложенная Коперником система мира была достоянием узкого круга лиц и воспринималась ими больше как математическая гипотеза.
У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что достижения науки ничтожны, и что она нуждается в великом обновлении. И чтобы создать новое естествознание, нужны: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (задача правителей – создание учебных учреждений, библиотек, приобретать орудия и инструменты, вознаграждать деятелей науки, тем самым освобождая их от забот и создающим свободное время для творчества), и общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека.
Идеально организованный коллектив ученых (Дом Соломона) Бэкон описал в «Новой Атлантиде». Среди членов этого общества существует разделение труда (сбор информации, анализ, проведение опытов и т.д.). Идея организованной, коллективной государственной науки воплотилась в создании первых естественнонаучных обществ.(первых академий) в Европе (первые в Италии в эпоху Возрождения), но чаще всего это были недолговечные кружки любителей философии, теологии, искусства и литературы.
28 ноября 1660 года в Лондоне 12 ученых составили «меморандум» в котором записали о желании создать «коллегию» для развития физико-математического экспериментального знания. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом.
В науке 17 в. главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как базис обучения и главный средством фиксации новых результатов исследований. Ученый в это время должен был не только ставить отдельные опыты но и заниматься натурфилософией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения. Так работали Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт.
Но по мере развития науки и расширения исследований формируется потребность в коммуникации между учеными, которая могла бы обеспечить обсуждение не только конечных но и промежуточных результатов исследований. Таким образом в 17 в. возникает такая форма закрепления и передачи знаний как переписка между учеными. Письма служили не только дружескому общению но и обсуждению результатов исследований и тому, как они были получены. Уже во второй половине 17 в. постепенно началось углубление специализации научной деятельности, в различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов. Коммуникации начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни. Появляются научные журналы, через которые так же происходит обмен информацией.
В конце 18 – начале 19 вв. наряду с академиями появляются общества, объединяющие исследователей, работающих в различных областях науки (биология, медицина, физика, химия и т.д.)
Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций и поставили проблему воспроизводства субъекта науки. Возникла необходимость в специальной подготовке ученых, чему способствовали университеты. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)