logo search
Философия_1 / fn13 / Вопросы (все отрасли)

Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.

Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в период бурного подъема естествознания. Несмотря на большое значение великих прозрений античности, влияние науки арабов Среднего Востока, гениальных идей эпохи Возрождения, естествознание находилось в зачаточном состоянии до 17 в. Представления о Вселенной ничем не отличались от тех, что были изложены в сочинениях Птолемея. А предложенная Коперником система мира была достоянием узкого круга лиц и воспринималась ими больше как математическая гипотеза.

У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что достижения науки ничтожны, и что она нуждается в великом обновлении. И чтобы создать новое естествознание, нужны: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (задача правителей – создание учебных учреждений, библиотек, приобретать орудия и инструменты, вознаграждать деятелей науки, тем самым освобождая их от забот и создающим свободное время для творчества), и общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека.

Идеально организованный коллектив ученых (Дом Соломона) Бэкон описал в «Новой Атлантиде». Среди членов этого общества существует разделение труда (сбор информации, анализ, проведение опытов и т.д.). Идея организованной, коллективной государственной науки воплотилась в создании первых естественнонаучных обществ.(первых академий) в Европе (первые в Италии в эпоху Возрождения), но чаще всего это были недолговечные кружки любителей философии, теологии, искусства и литературы.

28 ноября 1660 года в Лондоне 12 ученых составили «меморандум» в котором записали о желании создать «коллегию» для развития физико-математического экспериментального знания. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом.

В науке 17 в. главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как базис обучения и главный средством фиксации новых результатов исследований. Ученый в это время должен был не только ставить отдельные опыты но и заниматься натурфилософией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения. Так работали Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт.

Но по мере развития науки и расширения исследований формируется потребность в коммуникации между учеными, которая могла бы обеспечить обсуждение не только конечных но и промежуточных результатов исследований. Таким образом в 17 в. возникает такая форма закрепления и передачи знаний как переписка между учеными. Письма служили не только дружескому общению но и обсуждению результатов исследований и тому, как они были получены. Уже во второй половине 17 в. постепенно началось углубление специализации научной деятельности, в различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов. Коммуникации начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни. Появляются научные журналы, через которые так же происходит обмен информацией.

В конце 18 – начале 19 вв. наряду с академиями появляются общества, объединяющие исследователей, работающих в различных областях науки (биология, медицина, физика, химия и т.д.)

Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций и поставили проблему воспроизводства субъекта науки. Возникла необходимость в специальной подготовке ученых, чему способствовали университеты. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.