Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
Проблема научных традиций всегда привлекала внимание ученых и философов науки, но только Т. Кун впервые рассмотрел традиции, как конституирующий фактор развития науки. Он обосновал, казалось бы, противоречивый феномен – традиции являются условием научного развития. Любая традиция (социально-политическая, культурная и т.д.) всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения. Что является прошлым для непрерывно развивающейся науки? Научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальный науки, на этом этапе учёный работает в рамках парадигмы, т.е. традиции.
И как показал Кун, традиция не только не тормозит развитие, но и выступает в качестве его необходимого условия.
Из истории науки известно, что происходит смена традиций, возникновение новых парадигм, т.е. радикально новых теорий, образцов решения задач, связанных с такими явлениями, о существовании которых ученые даже могли не подозревать в рамках прошлой парадигмы. Как это возможно, если «нормальная наука не ставит своей целью нахождение нового факта или теории» ? Кун считает, что действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые не объяснимы в рамках этой парадигмы. Возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Показав, как происходит развитие нормальной науки в рамках традиции, Кун однако не сумел традиции и новации.
Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечественные философы науки. Это усовершенствование связано, прежде всего с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое основывается на отличии научных традиций по содержанию функциям, выполняемым в науке, способу существования.
Так по способу существования можно выделить вербализованные (тексты) и невербализованные традиции. Первые реализованы в виде монографий, учебников и т.д. Вторые не имеют текстовой формы и относятся к типу неявного знания.
Признание того, что научная традиция наряду с явным включает в себя так же неявное знание, позволяет сделать следующий вывод. Научная парадигма – это не замкнутая сфера норм и предписаний научной деятельности, а открытая система, включающая образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но и из других сфер жизнедеятельности ученого. Достаточно вспомнить о том, что многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозно-мистического опыта и т.д. Следовтельно, ученый работает не в рамках стерильной куновской парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций.
Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука (физика, химия и т.д.) и т.д. могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции. Это происходит когда методы одной науки применяются для построения теории других наук.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)