Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
Семнадцатое столетие открывает следующий период в развитии философии и науки, который принято называть философией нового времени. В 17 веке в странах Западной Европы продолжается и ускоряется развитие буржуазных отношений, происходят буржуазные революции: в последней трети 16 – начале 17 в Нидерландах, а с середины 17 века развертывается революция в Англии. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике и социальных отношениях, но оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором оказывающим влияние на сознание людей становится наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. Философия стала ориентиоваться на науку. Если философия античности была космоцентричной, средневековья – теоцентричной, а Возрождения – антропоцентричной, то философия 17 века была гносеоцентричной. В центре внимания философов была новая наука, опирающаяся на новые методы познания. Среди наук наибольшего развития достигает механика. В механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Доминирование механики повлияло на характер всего естествознание и философии. В частности последняя преобретает механистический, метафизический характер.
В эпоху 17 века продолжилась критика схоластики начавшаяся еще в эпоху Возрождения. Продолжилась, хотя и в новой форме, идущая из средних веков, полемика между реалистами и номиналистами. Эти два направления в 17 веке предстают как соответственно рационализм и эмпиризм. Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон.
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают[источник?] теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая - вывод из ежегодных наблюдений в период ее цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим черную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.
Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Девид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дeни Дидро — во Франции.
Противоположным эмпиризму направлением был рационализм, основоположником которого и выдающимся представителем был французский мыслитель, универсальный ученый и философ Рене Декарт. Декарт, как и другие рационалисты полагал, что знание дает разум, а не чувства, чувственный опыт играет вспомогательную роль в получении нового знания – с помощью опыта лишь проверяется то, что найдено с помощью интеллекта.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)