logo
Философия_1 / fn13 / Вопросы (все отрасли)

Вопрос № 38. Научное знание и вера.

Если рассуждать чисто формально, то наука и религия являются формами общественного сознания, содержат в себе идеи природы, общества, человека и уже только по этой причине достойны того, чтобы их не разделяли китайской стеной. Но это, кстати, не самый веский аргумент. Более важно то, что на протяжении всей истории культурного человечества наука и религия занимали важное место в духовной жизни, порой ведя непримиримую борьбу между собой, а порой — сотрудничая. Каждому образованному человеку известен не один гениальный и талантливый ученый, сделавший в своей области эпохальные открытия и остававшийся верующим. Одновременно среди священнослужителей было немало ученых, сделавших гениальные открытия. Достаточно назвать имена Николая Коперника и Джордано Бруно. К тому же, к науке и религии надо подходить с исторических позиций, а не оценивать их роль по меркам сегодняшнего дня.

Известно, что в течение многих столетий и тысячелетий, когда науки, по существу, еще не было, полурелигиозные, а затем религиозные верования нередко выступали в качестве своеобразного общего мировоззрения, через которое люди воспринимали мир, в соответствии с которыми жили и работали. Было бы хорошо, если бы в момент появления христианства существовало научное представление о мире. Но его ещё не было, и только благодаря христианству люди находили ответы на волновавшие их вопросы и осознавали смысл своего существования. Приведенной аргументации вполне достаточно, чтобы оправдать постановку данной проблемы. Итак, история свидетельствует, что наука и религия, возникнув, затем продолжили свое существование совместно, параллельно, или сотрудничая, как, например, в Древней Греции, или же смертельно враждуя. Даже в период позднего средневековья, когда господство христианства в духовной жизни общества было, можно сказать, почти абсолютным, наука тем не менее, испытывая смертельные гонения со стороны Церкви, существовала и развивалась.

Цель, которую мы ставим перед собой, заключается в том, чтобы показать, что наука и религия, отличаясь друг от друга своими доктринальными положениями, тем не менее на сегодняшний день, как это ни покажется парадоксальным, помогают человеку в осмыслении окружающего мира, наполняют смыслом его земное существование и дают надежду на бессмертие.

Как известно, с момента появления христианства его доктринальные положения были направлены на вопросы о природе Бога, о смысле Воплощения, о роли Провидения в человеческой судьбе и эсхатологической направленности истории. Наука пыталась ответить на эти вопросы, черпая доводы в ходе исследований материального мира, опираясь на факты, доступные рациональному анализу.

Рассматривая противоречивый характер взаимоотношения науки и религии, следует иметь в виду, что они имеют два разных предмета, а соответственно, и различные пути познания, ориентирующиеся на разные критерии достоверности. Все это приводит к вывод о принципиальной самостоятельности и независимости науки и религии. Отсюда — невозможность подтверждения или проверки религиозного постижения истины данными и результатами науки.

Наука осуществляет познание реального мира путем анализа отдельных его элементов, выявления закономерностей, присущих его фрагментарным структурам. И хотя одна из главных задач науки — достижение целостного знания о мире как едином и целом, эффективного метода ее решения пока не найдено. В отечественной философии сформировалась весьма обширная сфера исследований, направленных на разработку проблем научного познания, — философские вопросы естествознания. Несмотря на то, что в этой области были получены результаты, способствовавшие повышению эффективности научного исследования, все же не удалось преодолеть издержки дифференциации науки. Даже знание тенденций, характерных для материалистической философии и опирающихся на естествознание, в итоге ведет к недооценке человека как существа духовного, живущего не только для удовлетворения биологических, материальных потребностей, но имеющего и духовную жизнь.

Религия же путем постижения в непосредственном религиозном опыте Бога познает отношение мира и человека к Богу как сверхмирному началу.

Вместе с тем наука и религиозное сознание неизбежно соприкасаются, когда речь идет о восприятии мира как реальности бытия. Ни ученый, ни богослов не могут отрицать, что в этом мире действуют объективные законы, в соответствии с которыми идет его эволюция. Тем самым этот мир имеет собственную не божественность, а в значительной мере и противобожественность. Однако метафизического объяснения этого факта наука дать не может. Со своей стороны, религия объясняет этот факт современного состояния мира в учении о грехопадении.

Рассмотрение философской, религиозной и научной картины мира помогает доуточнятъ философские воззрения на природу человека и смысл его существования. Данный аспект помогает экономисту в понимании мотивационных факторов трудовой деятельности человека и может быть использован им в ходе его профессиональной деятельности в коллективе.