Вопрос № 38. Научное знание и вера.
Если рассуждать чисто формально, то наука и религия являются формами общественного сознания, содержат в себе идеи природы, общества, человека и уже только по этой причине достойны того, чтобы их не разделяли китайской стеной. Но это, кстати, не самый веский аргумент. Более важно то, что на протяжении всей истории культурного человечества наука и религия занимали важное место в духовной жизни, порой ведя непримиримую борьбу между собой, а порой — сотрудничая. Каждому образованному человеку известен не один гениальный и талантливый ученый, сделавший в своей области эпохальные открытия и остававшийся верующим. Одновременно среди священнослужителей было немало ученых, сделавших гениальные открытия. Достаточно назвать имена Николая Коперника и Джордано Бруно. К тому же, к науке и религии надо подходить с исторических позиций, а не оценивать их роль по меркам сегодняшнего дня.
Известно, что в течение многих столетий и тысячелетий, когда науки, по существу, еще не было, полурелигиозные, а затем религиозные верования нередко выступали в качестве своеобразного общего мировоззрения, через которое люди воспринимали мир, в соответствии с которыми жили и работали. Было бы хорошо, если бы в момент появления христианства существовало научное представление о мире. Но его ещё не было, и только благодаря христианству люди находили ответы на волновавшие их вопросы и осознавали смысл своего существования. Приведенной аргументации вполне достаточно, чтобы оправдать постановку данной проблемы. Итак, история свидетельствует, что наука и религия, возникнув, затем продолжили свое существование совместно, параллельно, или сотрудничая, как, например, в Древней Греции, или же смертельно враждуя. Даже в период позднего средневековья, когда господство христианства в духовной жизни общества было, можно сказать, почти абсолютным, наука тем не менее, испытывая смертельные гонения со стороны Церкви, существовала и развивалась.
Цель, которую мы ставим перед собой, заключается в том, чтобы показать, что наука и религия, отличаясь друг от друга своими доктринальными положениями, тем не менее на сегодняшний день, как это ни покажется парадоксальным, помогают человеку в осмыслении окружающего мира, наполняют смыслом его земное существование и дают надежду на бессмертие.
Как известно, с момента появления христианства его доктринальные положения были направлены на вопросы о природе Бога, о смысле Воплощения, о роли Провидения в человеческой судьбе и эсхатологической направленности истории. Наука пыталась ответить на эти вопросы, черпая доводы в ходе исследований материального мира, опираясь на факты, доступные рациональному анализу.
Рассматривая противоречивый характер взаимоотношения науки и религии, следует иметь в виду, что они имеют два разных предмета, а соответственно, и различные пути познания, ориентирующиеся на разные критерии достоверности. Все это приводит к вывод о принципиальной самостоятельности и независимости науки и религии. Отсюда — невозможность подтверждения или проверки религиозного постижения истины данными и результатами науки.
Наука осуществляет познание реального мира путем анализа отдельных его элементов, выявления закономерностей, присущих его фрагментарным структурам. И хотя одна из главных задач науки — достижение целостного знания о мире как едином и целом, эффективного метода ее решения пока не найдено. В отечественной философии сформировалась весьма обширная сфера исследований, направленных на разработку проблем научного познания, — философские вопросы естествознания. Несмотря на то, что в этой области были получены результаты, способствовавшие повышению эффективности научного исследования, все же не удалось преодолеть издержки дифференциации науки. Даже знание тенденций, характерных для материалистической философии и опирающихся на естествознание, в итоге ведет к недооценке человека как существа духовного, живущего не только для удовлетворения биологических, материальных потребностей, но имеющего и духовную жизнь.
Религия же путем постижения в непосредственном религиозном опыте Бога познает отношение мира и человека к Богу как сверхмирному началу.
Вместе с тем наука и религиозное сознание неизбежно соприкасаются, когда речь идет о восприятии мира как реальности бытия. Ни ученый, ни богослов не могут отрицать, что в этом мире действуют объективные законы, в соответствии с которыми идет его эволюция. Тем самым этот мир имеет собственную не божественность, а в значительной мере и противобожественность. Однако метафизического объяснения этого факта наука дать не может. Со своей стороны, религия объясняет этот факт современного состояния мира в учении о грехопадении.
Рассмотрение философской, религиозной и научной картины мира помогает доуточнятъ философские воззрения на природу человека и смысл его существования. Данный аспект помогает экономисту в понимании мотивационных факторов трудовой деятельности человека и может быть использован им в ходе его профессиональной деятельности в коллективе.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)