Вопрос № 23. Динамика научного знания.
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что "истина есть процесс", а не "готовый результат". Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии - особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса.
Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д.
В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т.д.
собенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX столетия сторонники постпозитивизма - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, развитию науки, а не только к формальному анализу ее "застывшей" структуры, представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире. Они считали, что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией растений и животных.
В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного познания, то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, развития знания. В связи с этим представители поспозитивизма вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий.
осле постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетического подхода. К. Уоддингтон и его сторонники считали, что их взгляд на эволюцию дает возможность понять, как такие высокоструктурированные системы, как живые организмы, или концептуальные системы, могут посредством управляющих воздействий самоорганизовываться и создавать устойчивый динамический порядок. В свете этого становится более убедительной аналогия между биологической и эпистемологической эволюцией, чем модели развития научного знания, опирающиеся на традиционную теорию эволюции.
Синергетический подход сегодня становится все более перспективным и распространенным, во-первых, потому, что идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; во-вторых, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания; в-третьих, такой подход свободен от малообоснованного метода "проб и ошибок" в качестве средства решения научных проблем.
В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.
Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции.
Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.
Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)