Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное развитие науки принадлежат так сказать переднему краю науки. Существует определенная разница между передним краем науки и способом трансляции научного знания в культуру. Передний край науки организован проблемно (множество различных исследовательских групп предлагают свои методы решения проблемы, в научных спорах и дискуссиях рождается истина). В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рамках дисциплинарно организованной науки.
Научная дисциплина понимается как определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа литературы (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки – канал обеспечивающий социализацию достигнутых результатов, превращающий их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования.
Дисциплинарно организованное знание именно в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зрения трансляции его последующим поколениям. Для обучаемого знания предстает как дисциплина, для обучающего - как доктрина. Для дисциплинарного образа науки характерны: трактовка знания, как объективно-мыслительной структуры, ориентация преподавания на унифицированное расчленение и упорядочивание всего знания, и изложение его в различных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.
Величайшее достижение Средневековья – университеты, выполнявшие 2 функции – учебное заведение и лаборатории научного исследования. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов. Формы обучения – лекции (чтение вслух и комментирование канонического текста) и диспуты (ритуализированная форма общения по строгим нормам и правилам)
В Средние века существовало множество вариантов дисциплинарного расчленения наук. В основе одной лежал миф о сотворении мира, науки классифицировались по дням творений, и образ был по сути комментариями к Библии. Наряду с эти был и другой вариант – расчленение наук по уровню абстрактности и отдаленности от чувственного бытия.
Наиболее признанная и известная – система 7-ми свободных искусств (М.Капелла) - триумвиум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
На рубеже 14-15 веков происходит существенный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к природе, подрываются идеалы и нормы средневековой учености. Образуются центры научных изысканий вне традиционных (кружки). Возникает идеал универсально энциклопедического знания, которые не привился. Это связывают с бурным ростом знаний и возникновением новых форм организации науки.
В современном мире – научное знание это сложноорганизованная система научных дисциплин. Начиная от публикаций, материалов съездов симпозиумов до обобщающих монографий в виде учебников, транслирующихся другим поколениям.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)