logo search
Философия_1 / fn13 / Вопросы (все отрасли)

Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.

Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное развитие науки принадлежат так сказать переднему краю науки. Существует определенная разница между передним краем науки и способом трансляции научного знания в культуру. Передний край науки организован проблемно (множество различных исследовательских групп предлагают свои методы решения проблемы, в научных спорах и дискуссиях рождается истина). В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рамках дисциплинарно организованной науки.

Научная дисциплина понимается как определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа литературы (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки – канал обеспечивающий социализацию достигнутых результатов, превращающий их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования.

Дисциплинарно организованное знание именно в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зрения трансляции его последующим поколениям. Для обучаемого знания предстает как дисциплина, для обучающего - как доктрина. Для дисциплинарного образа науки характерны: трактовка знания, как объективно-мыслительной структуры, ориентация преподавания на унифицированное расчленение и упорядочивание всего знания, и изложение его в различных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.

Величайшее достижение Средневековья – университеты, выполнявшие 2 функции – учебное заведение и лаборатории научного исследования. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов. Формы обучения – лекции (чтение вслух и комментирование канонического текста) и диспуты (ритуализированная форма общения по строгим нормам и правилам)

В Средние века существовало множество вариантов дисциплинарного расчленения наук. В основе одной лежал миф о сотворении мира, науки классифицировались по дням творений, и образ был по сути комментариями к Библии. Наряду с эти был и другой вариант – расчленение наук по уровню абстрактности и отдаленности от чувственного бытия.

Наиболее признанная и известная – система 7-ми свободных искусств (М.Капелла) - триумвиум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

На рубеже 14-15 веков происходит существенный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к природе, подрываются идеалы и нормы средневековой учености. Образуются центры научных изысканий вне традиционных (кружки). Возникает идеал универсально энциклопедического знания, которые не привился. Это связывают с бурным ростом знаний и возникновением новых форм организации науки.

В современном мире – научное знание это сложноорганизованная система научных дисциплин. Начиная от публикаций, материалов съездов симпозиумов до обобщающих монографий в виде учебников, транслирующихся другим поколениям.