logo search
Философия_1 / fn13 / Вопросы (все отрасли)

Вопрос № 2. Предмет философии науки.

Быстрый рост научного знания во второй половине ХХ в. привел к невиданному ранее научно-техническому прогрессу, что не могло не вызвать повышенного интереса к проблемам развития науки. В ответ на это возник целый ряд новых дисциплин, поставивших своей целью исследование различных аспектов существования и функционирования науки. К ним относятся науковедение, наукометрия, социология и история науки, однако лидирующее место среди них занимает философия науки.

Если история науки занимается описанием различных изобретений и открытий в различных отраслях науки в разные периоды времени, науковедение изучает способы организации науки и ее взаимодействие с общественными структурами, социология науки анализирует структуру научных сообществ и взаимодействие между их членами, то философия науки ставит своей главной целью исследование самого процесса познания в науке с помощью раскрытия тех методов, способов и приемов, с помощью которых достигается истинное знание об окружающем нас мире. Для достижения этой цели она опирается на результаты исследований всех остальных наук.

Таким образом, предметом философии науки является исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах развития общества.

Задачи философии науки:

1) Философия науки дает наиболее общую картину мира, сквозь «призму» которой каждый ученый смотрит на свой предмет исследования;

2) Философия науки создает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые влияют как на сам процесс научного исследования, так и на его результаты;

3) Философия науки дает ученым исходные понятия о сущности познавательного процесса. Хотя все остальные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна их них не имеет своей целью изучение познания как такового;

4) Философия науки осуществляет критику заблуждений, догм, предрассудков, стереотипов, возникающих во всех остальных науках в процессе познавательного процесса. Основной целью такой критики является получение истинного знания с помощью выявления противоречий, сильных слабых сторон, позитивных и негативных моментов в процессе научного исследования.

Слово «эпистемология» - древнегреческого происхождения, дословно означает «наука о знании».

В античной Греции под эпистемологией понимали учение о доказательном, достоверном знании, к которому относили математику и логику.

В Новое время стало ясно, что научный подход к изучению окружающего мира принципиально отличается от повседневного познания и эпистемологические проблемы стали изучаться с удвоенной энергией.

С возникновением классической науки в XVII в. формируется и классическая эпистемология, ориентированная на исследование проблем получения, разработки и обоснования нового знания. Такой подход способствовал в дальнейшем постановке и широкому обсуждению в рамках классической эпистемологии проблемы взаимоотношения эмпирических (абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления; единственным источником познания считается чувственное познание) и рациональных (характеризуются преобладанием различных форм мышления; теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных) методов познания.

Современная неклассическая эпистемология начала формироваться во второй половине ХХ в. после того, как она перешла от получения, разработки и обоснования нового знания к исследованию процесс развития этого знания.