Вопрос № 2. Предмет философии науки.
Быстрый рост научного знания во второй половине ХХ в. привел к невиданному ранее научно-техническому прогрессу, что не могло не вызвать повышенного интереса к проблемам развития науки. В ответ на это возник целый ряд новых дисциплин, поставивших своей целью исследование различных аспектов существования и функционирования науки. К ним относятся науковедение, наукометрия, социология и история науки, однако лидирующее место среди них занимает философия науки.
Если история науки занимается описанием различных изобретений и открытий в различных отраслях науки в разные периоды времени, науковедение изучает способы организации науки и ее взаимодействие с общественными структурами, социология науки анализирует структуру научных сообществ и взаимодействие между их членами, то философия науки ставит своей главной целью исследование самого процесса познания в науке с помощью раскрытия тех методов, способов и приемов, с помощью которых достигается истинное знание об окружающем нас мире. Для достижения этой цели она опирается на результаты исследований всех остальных наук.
Таким образом, предметом философии науки является исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах развития общества.
Задачи философии науки:
1) Философия науки дает наиболее общую картину мира, сквозь «призму» которой каждый ученый смотрит на свой предмет исследования;
2) Философия науки создает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые влияют как на сам процесс научного исследования, так и на его результаты;
3) Философия науки дает ученым исходные понятия о сущности познавательного процесса. Хотя все остальные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна их них не имеет своей целью изучение познания как такового;
4) Философия науки осуществляет критику заблуждений, догм, предрассудков, стереотипов, возникающих во всех остальных науках в процессе познавательного процесса. Основной целью такой критики является получение истинного знания с помощью выявления противоречий, сильных слабых сторон, позитивных и негативных моментов в процессе научного исследования.
Слово «эпистемология» - древнегреческого происхождения, дословно означает «наука о знании».
В античной Греции под эпистемологией понимали учение о доказательном, достоверном знании, к которому относили математику и логику.
В Новое время стало ясно, что научный подход к изучению окружающего мира принципиально отличается от повседневного познания и эпистемологические проблемы стали изучаться с удвоенной энергией.
С возникновением классической науки в XVII в. формируется и классическая эпистемология, ориентированная на исследование проблем получения, разработки и обоснования нового знания. Такой подход способствовал в дальнейшем постановке и широкому обсуждению в рамках классической эпистемологии проблемы взаимоотношения эмпирических (абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления; единственным источником познания считается чувственное познание) и рациональных (характеризуются преобладанием различных форм мышления; теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных) методов познания.
Современная неклассическая эпистемология начала формироваться во второй половине ХХ в. после того, как она перешла от получения, разработки и обоснования нового знания к исследованию процесс развития этого знания.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)