2.2. Проблема начала философии
Проблема начала философии обращает нас к проблеме возникновения философии и содержит в себе два пункта: происхождение «философии вообще» как явления духовной деятельности человека и происхождение личной философии или философской школы (например, философия Платона, Канта и платонизм, кантианство соответственно).
Вопрос о происхождении «философии вообще» – не самый популярный среди философов, поскольку здесь встает трудность разграничения еще не философии с уже философией. При попытке отыскать более или менее определенные хронологические границы возникновения философии, мысль неизбежно встречается с фактом дофилософской жизни или с мифом.
Историю философии принято делить на два больших раздела: философия Востока и философия Запада. Наиболее соответствующую критериям философского знания, принято считать европейскую философию, поскольку философию Востока наиболее правильно охарактеризовать как комплекс религиозно-философских учений. Поэтому, говоря о начале философии, принято говорить о начале именно западной философии.
В мире мифологического мировоззрения нет глубины. Мифологическая реальность – та данность, которую человек находит уже в готовом виде, не творя, а усваивая.
Вообще сопоставление мифологии и философии возможно представить в виде следующей таблицы:
Мифология |
|
| Философия | Таблица 3 | ||
|
|
| ||||
Мифология | всегда | представлено | Философия – знание, полученное | |||
традицией. Человек получает уже | путем собственных теоретических | |||||
готовое знание, | ему | только | усилий. |
|
| |
предстоит усвоение и дальнейшая |
|
|
| |||
трансляция этой традиции. |
|
|
|
| ||
В мифе мир представлен в готовом | Человек | осуществляет | попытку | |||
для человека виде. Изменить его | умозрительной конструкции мира. | |||||
могут только боги. Человек должен | Он пытается объяснить мир, | |||||
подчиняться | судьбе, | которая | обращаясь | только к | фактам и |
- А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко и др.
- ФИЛОСОФИЯ
- 1.МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- 2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
- 2.1 Специфика философского знания
- Философия как любовь к мудрости
- 2.2. Проблема начала философии
- Общая научная картина мира
- Понятия времени, пространства, движения, динамической и статистической закономерностей, эволюции, научного знания в причинно-следственных и системных моделях. Детерминизм и индетерминизм. Понятие о динамических и статистических закономерностях
- Представления о системе
- Представления о времени
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 4.СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- 4.1.Философская антропология.
- Человек как философская проблема
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология
- Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Свобода как ценность
- 5. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
- 6.1.Понятие «культура»
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- 7.1. Становление философии истории
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития К. Ясперса
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 8. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек