logo
PhilosPosobie

5. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ

Одной из важнейших мировоззренческих проблем философии является проблема познания. Что такое знание? Каковы способы и средства его выработки? Ограничен ли человек в своих возможностях познания или же познавательные возможности человека беспредельны? Даются ли человеку познавательные способности от природы или же они могут быть результатом обучения и воспитания? Эти и многие другие вопросы мировоззренческого характера рассматриваются в рамках такого раздела философии, который называется «теория познания» или «гносеология».

В процессе своей жизнедеятельности человек нуждается в знаниях двоякого рода. Одни из них представляют собой результат познания. Знания этого рода отражаются, например, такими понятиями, как картина мира или объект. Нередко именно такие знания отождествляются с мировоззрением. Между тем отождествление картины мира с мировоззрением неверно по существу и, кроме того, оно может стать причиной мировоззренческого индифферентизма. Человек же, по его родовой сущности, активно мыслящее и действующее существо. Его главное назначение состоит в духовно-практическом созидании и творчестве.

Другая ипостась человеческого знания выражается понятием «познание». Говоря о познании, мы имеем в виду сам процесс