5. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ
Одной из важнейших мировоззренческих проблем философии является проблема познания. Что такое знание? Каковы способы и средства его выработки? Ограничен ли человек в своих возможностях познания или же познавательные возможности человека беспредельны? Даются ли человеку познавательные способности от природы или же они могут быть результатом обучения и воспитания? Эти и многие другие вопросы мировоззренческого характера рассматриваются в рамках такого раздела философии, который называется «теория познания» или «гносеология».
В процессе своей жизнедеятельности человек нуждается в знаниях двоякого рода. Одни из них представляют собой результат познания. Знания этого рода отражаются, например, такими понятиями, как картина мира или объект. Нередко именно такие знания отождествляются с мировоззрением. Между тем отождествление картины мира с мировоззрением неверно по существу и, кроме того, оно может стать причиной мировоззренческого индифферентизма. Человек же, по его родовой сущности, активно мыслящее и действующее существо. Его главное назначение состоит в духовно-практическом созидании и творчестве.
Другая ипостась человеческого знания выражается понятием «познание». Говоря о познании, мы имеем в виду сам процесс
- А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко и др.
- ФИЛОСОФИЯ
- 1.МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- 2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
- 2.1 Специфика философского знания
- Философия как любовь к мудрости
- 2.2. Проблема начала философии
- Общая научная картина мира
- Понятия времени, пространства, движения, динамической и статистической закономерностей, эволюции, научного знания в причинно-следственных и системных моделях. Детерминизм и индетерминизм. Понятие о динамических и статистических закономерностях
- Представления о системе
- Представления о времени
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 4.СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- 4.1.Философская антропология.
- Человек как философская проблема
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология
- Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Свобода как ценность
- 5. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
- 6.1.Понятие «культура»
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- 7.1. Становление философии истории
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития К. Ясперса
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 8. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек