logo
PhilosPosobie

7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Сторонники рационального мышления, ученые и социологи полагают, что грядущий век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Ученые предполагают, что человечество вступает в многомерный мир и возникает новая неведомая модель мировой цивилизации. Теоретики «постпригожинской» формации толкуют о вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введенное К. Ясперсом понятие «осевого времени», но уже не к прошлому (между 800 и 200 г. до н.э.), а нынешним событиям, актуальным свершениям современников.

Действительно, привычный мир, насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени.

Сейчас уже ясно, что без «раздумий в масштабе человечества» нельзя продуктивно проанализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т.д. Любые кризисы в экономике и политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные, есть проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступает кризис современной мировой цивилизации, охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно самого человека.

Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи по своей сущности единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных