5.3. Субъект и объект познания
Познание – это специфический вид деятельности человека. Как всякая деятельность, познание имеет своего субъекта и своего объекта. Субъект – это носитель познавательного действия. Объект – это то, на что направлено познание. Обе эти категории могут быть осмыслены и усвоены только при условии их системной интерпретации.
Говоря о субъекте, целесообразно вычленять в нем, например, социальную и когнитивную компоненту. Социальный субъект – это предполагаемый потребитель того знания, производство которого достигается в рамках познавательной деятельности. В качестве социального субъекта познания могут выступать экономические, политические, идеологические и иные структуры общества. Это могут быть и отдельные фирмы и предприятия, политические партии и движения, профессиональные группы, и индивиды.
В качестве когнитивного субъекта могут выступать непосредственные исполнители познавательного действия. Это могут быть научно-исследовательские институты, лаборатории, фирмы, группы и отдельные исследователи. Когнитивный субъект, как и социальный субъект, это системное образование. И сущность этой системы важно выявлять и принимать во внимание.
Отношения между социальными и когнитивными субъектами могут существенным образом влиять на познавательный процесс. Например, заказчик далеко не всегда нуждается в подлинно истинном знании. В сфере социально-гуманитарного знания и, в частности, в политике заказчик нередко нуждается в обосновании своей особой классовой или партийной позиции, при этом он хотел бы представить свой частный интерес как интерес общественный. Между тем мы знаем, что между общественным и частным интересом далеко не всегда существует такая связь.
Своими особенностями характеризуется и когнитивный субъект. Его познавательные позиции определяются мировоззренческими установками и ориентациями, доступной ему техникой и технологией исследования, его социально-экономическим положением в обществе и так далее. Одно дело, когда выполнить программу исследования берется человек на основе простейших вспомогательных средств, таких как весы, термометр, арифмометр и т.д. И другое дело, когда он владеет всем набором современных компьютерных средств познания. В одних
- А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко и др.
- ФИЛОСОФИЯ
- 1.МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- 2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
- 2.1 Специфика философского знания
- Философия как любовь к мудрости
- 2.2. Проблема начала философии
- Общая научная картина мира
- Понятия времени, пространства, движения, динамической и статистической закономерностей, эволюции, научного знания в причинно-следственных и системных моделях. Детерминизм и индетерминизм. Понятие о динамических и статистических закономерностях
- Представления о системе
- Представления о времени
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 4.СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- 4.1.Философская антропология.
- Человек как философская проблема
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология
- Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Свобода как ценность
- 5. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
- 6.1.Понятие «культура»
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- 7.1. Становление философии истории
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития К. Ясперса
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 8. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек