8.1. Развитие науки и человечество
В западноевропейской культуре наука является не просто одной из форм общественного сознания, наряду с религией, мифом, искусством, философией, но ядром культуры. Она есть «фактор всех факторов» современной цивилизации. Человечество обрело инструмент науки и поставило его на службу прогрессивному развитию общества в его овладении природой. И, несмотря на современные антисциентистские (sciencia – лат. «знание») движения и постмодернистские выпады против науки, вряд ли можно предположить, что человечество по собственной воле откажется от этого инструмента. Наука в западноевропейском мире (в отличие от восточной культуры) стала подобна сеансу массового гипноза. Вердикта «научно» или «ненаучно» зачастую оказывается вполне достаточно для того, чтобы решить судьбу какогото проекта или какой-то концепции. В то же время нельзя не признать факт современного кризиса научности. Внешним проявлением его выступает рост интереса к мистицизму, оккультизму, магии, религии, теософии.
Наука – явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания (В.С. Степин, В.В. Ильин и др.) и состоит в следующем.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как систематического исследования природы.
- А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко и др.
- ФИЛОСОФИЯ
- 1.МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- 2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
- 2.1 Специфика философского знания
- Философия как любовь к мудрости
- 2.2. Проблема начала философии
- Общая научная картина мира
- Понятия времени, пространства, движения, динамической и статистической закономерностей, эволюции, научного знания в причинно-следственных и системных моделях. Детерминизм и индетерминизм. Понятие о динамических и статистических закономерностях
- Представления о системе
- Представления о времени
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 4.СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- 4.1.Философская антропология.
- Человек как философская проблема
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология
- Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Свобода как ценность
- 5. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
- 6.1.Понятие «культура»
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- 7.1. Становление философии истории
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития К. Ясперса
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 8. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек