logo search
m ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Е

Са­мые известные высказывания Гераклита:

Пифагор Самосский основал свою школу в Кротоне. Будучи блестящим математиком, он поставил число в центр своих фи­лософских размышлений. По мнению Пифагора, числа — ос­нова и начало всякой вещи и Вселенной в целом: суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде.

Смена времен года, движение светил, циклы развития жизни, музыкальная гармония - все подчиняется соответствующим математиче­ским закономерностям.

Несмотря на математическое видение мира, в учении Пи­фагора много мистики. Пифагорейское братство было основа­но на принципах секты: строгой иерархии и подчинения, за­крытости тайного знания для непосвященных. Пифагорейцы соблюдали строгий распорядок дня и особую диету; важное ме­сто в их представлениях занимали учение о переселении душ и числовые гадания. В этом сочетании научности и мистицизма проявляется сложный и противоречивый процесс рождения философии из недр мифологии.

Представители Элейской школы сделали следующий важ­ный шаг в развитии философского знания. Именно на этом этапе философия почти полностью освобождается от мифа.

Философам свойственно задавать неожиданные вопросы. Однако вопросы: что есть Космос? Что есть первоначало? зада­ются и в мифологии. Заслуга первых философов в том, что они пытались ответить на эти вопросы самостоятельно.

Элеат Парменид задает первый истинно философский вопрос: «Что есть есть?» Что общего между справедливостью и деревом, челове­ком и числом? Все они есть или, как говорит Парменид, все они обладают бытием. Таким образом, в философию вводится понятие бытия, лежащего в основе всех вещей мира.

Бытие, по мнению Парменида, есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо. Бытие нельзя обнаружить при помощи чувств, но его можно помыс­лить. Небытие же есть то, чего помыслить нельзя, следователь­но, его не существует.

Школа атомистов опровергает тезис об отсутствии небытия. Ее основные представители Левкипп и Демокрит из Абдер (V в. до н.э.) пришли к выводу, что существуют два первоначала - бытие и небытие.

Небытие есть пустота - она едина, неделима, беспредельна, бесформенна, инертна. Противоположность пустоты - бытие -множественно, делимо, имеет пределы и форму и пребывает в движении.

Испарение воды или истира­ние вещей говорит о том, что все существующее может делить­ся на некие мельчайшие частицы. Это наблюдение, соединен­ное с размышлениями о свойствах бытия, приводит Левкиппа и Демокрита к выводу о том, что бытие состоит из множества невидимых глазу атомов; при этом каждый атом имеет свои пределы и форму. Помимо атомов существует и пустота как пространство, где атомы могут двигаться.

В целом атомистическая концепция — самая успешная в античности попытка примирения в одной теории двух проти­воположных начал — движения и неизменности (или теории Гераклита и теории Парменида).

Все вещи в мире находятся в постоянном движении - они рождаются, изменяются и унич­тожаются. Но их сущность - атомы - всегда неделима и неизменна.

Таким образом, досократическое мышление заложило основу философского знания. Разумность, логичность, само­стоятельность мышления -несомненные завоевания начала философской мысли. Именно они стали тем фундаментом, на котором классики — Сократ, Платон и Аристотель - выстрои­ли грандиозное здание систематической философии.