logo search
PhilosPosobie

5.3. Субъект и объект познания

Познание – это специфический вид деятельности человека. Как всякая деятельность, познание имеет своего субъекта и своего объекта. Субъект – это носитель познавательного действия. Объект – это то, на что направлено познание. Обе эти категории могут быть осмыслены и усвоены только при условии их системной интерпретации.

Говоря о субъекте, целесообразно вычленять в нем, например, социальную и когнитивную компоненту. Социальный субъект – это предполагаемый потребитель того знания, производство которого достигается в рамках познавательной деятельности. В качестве социального субъекта познания могут выступать экономические, политические, идеологические и иные структуры общества. Это могут быть и отдельные фирмы и предприятия, политические партии и движения, профессиональные группы, и индивиды.

В качестве когнитивного субъекта могут выступать непосредственные исполнители познавательного действия. Это могут быть научно-исследовательские институты, лаборатории, фирмы, группы и отдельные исследователи. Когнитивный субъект, как и социальный субъект, это системное образование. И сущность этой системы важно выявлять и принимать во внимание.

Отношения между социальными и когнитивными субъектами могут существенным образом влиять на познавательный процесс. Например, заказчик далеко не всегда нуждается в подлинно истинном знании. В сфере социально-гуманитарного знания и, в частности, в политике заказчик нередко нуждается в обосновании своей особой классовой или партийной позиции, при этом он хотел бы представить свой частный интерес как интерес общественный. Между тем мы знаем, что между общественным и частным интересом далеко не всегда существует такая связь.

Своими особенностями характеризуется и когнитивный субъект. Его познавательные позиции определяются мировоззренческими установками и ориентациями, доступной ему техникой и технологией исследования, его социально-экономическим положением в обществе и так далее. Одно дело, когда выполнить программу исследования берется человек на основе простейших вспомогательных средств, таких как весы, термометр, арифмометр и т.д. И другое дело, когда он владеет всем набором современных компьютерных средств познания. В одних