Характерные черты античной философии следующие.
1. Античная философия синкретична, для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования.
2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека.
3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. Она в отличие от средневековой философии не ставит на первое место представление о Боге..
4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне -- концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков.
5. Этика античности -- это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей.
6. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни. Античные философы стремились найти для своих современников дорогу к счастью
7 Доклассический досократовский период развития античной философии.
Доклассический период в развитии античной философии называют досократическим (или досократовским) — от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы-досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор. Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба — это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их про-тивников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания. Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира, названных им атомами (от греч. atomos — неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) | невозможно, но их существование можно осознать разумом. Зенон (ок. 490-430 гг. до н. э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апо рий (апория — затруднение, безвыходное положение), доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя.
При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического. Сам Сократ называл свой метод рождения истины «майевтикой 8 Философская концепция Платона и Аристотеля. Работа Платона «Апология Сократа».
Платон — первый из греческих философов, чьи труды до нас дошли полно-стью. До нас дошли 34 его диалога, 1 монолог «Апология Сократа» и 13 писем, из которых не все можно приписать Платону. Из 34 диалогов, написанных в форме бесед Сократа со своими собеседниками, 23 считаются подлинными и авторство 11 диалогов подвергается сомнению. Порядок написания этих диалогов сложно определить. Сам Платон не ставил дат. Единственное, за что можно уцепиться, это цитирование Платоном самого себя, некоторые упоминания исторических и гео-графических мест и т.п. Существует мнение, что Платон с самого начала твердо знал свою задачу и от одного диалога к другому разрабатывал свою идею. Другая точка зрения, редко высказывающаяся, — у Платона не было никакой системы и писал он то, что приходило на ум. Но развитие на самом деле есть, его легко увидеть, если читать диалоги, но это развитие не является скрупулезным развитием некоторого положения, а поиск истины, где Платон все время обращается за помощью к своему учителю. И то, что Платон использует имя Сократа, также не случайно, это не просто попытка прикрыться именем учителя, а стремление развить те положения, которые выдвинул Сократ. Мы с трудом можем определить, где в диалогах Платона исторический Сократ, а где устами Сократа говорит Платон.
Аристотель в отличие от предыдущих крупных мыслителей, Платона и Со-крата, был не только философом, но и ученым, и оставил после себя множество трактатов по естественным наукам — физике, биологии, а также по искусству и политике. Аристотель стоит у истоков многих наук, и действительно его можно на-звать первым крупным ученым-энциклопедистом Европы.
- 2 Мировоззрение: сущность, виды, формы, уровни. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 3Система философского знания. Основные школы и направления в философии. Структура философии. Специфика философского знания
- 5 Философия Древнего Востока
- Античная философия: общая характеристика, периодизация, основные проблемы и представители каждого периода.
- Характерные черты античной философии следующие.
- Философская система Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы в работе Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».
- Философия средних веков.И эпохи Возрождения.
- Философская мысль в России: специфика, основные проблемы, этапы развития.
- Философская мысль в России хiх – начала хх вв. Философия русского космизма. Русская религиозная философия на рубеже хiх – хх вв.
- Западно-европейская философская мысль XIX-XX вв.: основные направления, проблемы, тенденции развития.
- Бытие как философская проблема. Проблема бытия в истории философской мысли.
- Научно-философское понятие материи и формы ее существования: пространство, время движение. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии.
- Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание как высшая форма отражения. Виды и формы сознания.
- Сознание и бессознательное. Концепции бессознательного з.Фрейда и к.Г.Юнга.
- Юнг о бессознательном
- Познание как предмет философии. Историко-философские взгляды на познание.
- Философская сущность знания. Виды и формы знания. Знание, мнение и вера. Научное и вненаучное знание.
- Истина как философская проблема. Виды истины, критерии истины.
- Творчество: философские аспекты осмысления.
- Общая теория развития: диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики. Альтернативы диалектики.
- Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, взаимосвязи качественных и количественных изменений.
- 26 Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие
- 27 Основные категории диалектики: содержание и форма; сущность и явление; единичное, особенное, общее, всеобщее.
- Закон и закономерность. Виды законов. Случайность и закономерность. Возможность и действительность.
- Свобода и необходимость. Проблема свободы и необходимости в истории философии
- Общество как объект философского анализа
- Духовная жизнь человека и общества. Диалектика духовной жизни человека и общества. Общественное сознание и его структура.
- Предназначение человека. Цель и смысл жизни. Счастье как философская проблема. Концепции счастья и смысла жизни в истории философской мысли.
- 34 Свобода и ответственность человека. Проблема свободы и ответственности
- Человек и техника как предмет философского осмысления (а. Швейцер, к.Ясперс, н.Бердяев и др.). Анализ работы н.А.Бердяева «Человек и машина».
- 36 Философия культуры: основные стратегии.
- Осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации в философской мысли хх века: о.Шпенглер, а.Тойнби, а.Швейцер, и.Ильин, н.Бердяев («Воля к жизни и воля к культуре»).
- 39 Ценности как предмет философского анализа. Понятие ценности, виды ценностей. Функции ценностей. Ценности, идеалы, нормы. Человек в мире ценностей
- 40 Глобальные проблемы современности.