Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, взаимосвязи качественных и количественных изменений.
Законы диалектикиотличаются от законов науки своей всеобщностью и универсальностью, они охватывают все сферы объективной реальности и раскрывают глубинные основы движения и развития. В диалектике логично выделить три закона: взаимный переход количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей и отрицание отрицания. Все они функционируют одновременно и отражают различные аспекты развития.
-Закон единства и борьбы-Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов” (Ленин В. И. , “Философские тетради”, М. , 1947, с. 237). Диалектика, т. о. , дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.
-Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
- 2 Мировоззрение: сущность, виды, формы, уровни. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 3Система философского знания. Основные школы и направления в философии. Структура философии. Специфика философского знания
- 5 Философия Древнего Востока
- Античная философия: общая характеристика, периодизация, основные проблемы и представители каждого периода.
- Характерные черты античной философии следующие.
- Философская система Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы в работе Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».
- Философия средних веков.И эпохи Возрождения.
- Философская мысль в России: специфика, основные проблемы, этапы развития.
- Философская мысль в России хiх – начала хх вв. Философия русского космизма. Русская религиозная философия на рубеже хiх – хх вв.
- Западно-европейская философская мысль XIX-XX вв.: основные направления, проблемы, тенденции развития.
- Бытие как философская проблема. Проблема бытия в истории философской мысли.
- Научно-философское понятие материи и формы ее существования: пространство, время движение. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии.
- Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание как высшая форма отражения. Виды и формы сознания.
- Сознание и бессознательное. Концепции бессознательного з.Фрейда и к.Г.Юнга.
- Юнг о бессознательном
- Познание как предмет философии. Историко-философские взгляды на познание.
- Философская сущность знания. Виды и формы знания. Знание, мнение и вера. Научное и вненаучное знание.
- Истина как философская проблема. Виды истины, критерии истины.
- Творчество: философские аспекты осмысления.
- Общая теория развития: диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики. Альтернативы диалектики.
- Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, взаимосвязи качественных и количественных изменений.
- 26 Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие
- 27 Основные категории диалектики: содержание и форма; сущность и явление; единичное, особенное, общее, всеобщее.
- Закон и закономерность. Виды законов. Случайность и закономерность. Возможность и действительность.
- Свобода и необходимость. Проблема свободы и необходимости в истории философии
- Общество как объект философского анализа
- Духовная жизнь человека и общества. Диалектика духовной жизни человека и общества. Общественное сознание и его структура.
- Предназначение человека. Цель и смысл жизни. Счастье как философская проблема. Концепции счастья и смысла жизни в истории философской мысли.
- 34 Свобода и ответственность человека. Проблема свободы и ответственности
- Человек и техника как предмет философского осмысления (а. Швейцер, к.Ясперс, н.Бердяев и др.). Анализ работы н.А.Бердяева «Человек и машина».
- 36 Философия культуры: основные стратегии.
- Осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации в философской мысли хх века: о.Шпенглер, а.Тойнби, а.Швейцер, и.Ильин, н.Бердяев («Воля к жизни и воля к культуре»).
- 39 Ценности как предмет философского анализа. Понятие ценности, виды ценностей. Функции ценностей. Ценности, идеалы, нормы. Человек в мире ценностей
- 40 Глобальные проблемы современности.