27 Основные категории диалектики: содержание и форма; сущность и явление; единичное, особенное, общее, всеобщее.
Содержание и форма
Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т. о. , с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “.... генетически вывести различные формы.... ” и понять “.... действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К. Маркс и Ф. Энгельс, ПСС, 2-е изд. , т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной субординации С. и ф. Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф. , составными моментами которой являются взаимопереход С. и ф. и “наполнение” старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что “.... всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием” (В. И. Ленин, ПСС, 5-е изд. , т. 27, с. 84). Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “.... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые.... ” (там же, т. 41, с. 89). Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т. ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. “.... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему.... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д. ” (В. И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359). Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е. , т. е. внутри действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через Е. , а всякая новая всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений и т. д. ). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик Е. , т. о. , реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие единичные “исключения”, которые соответствуют общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Напр. , понятие “русский” выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию “славянин”. Последнее выступает как общее по отношению к понятию “русский” и как О. по отношению к понятию “человек”. При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О. , которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О. — важный момент движения познания в глубь объекта. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно В. , выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную всеобщность, т. к. В. существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д. “Форма всеобщности в природе- это закон.... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное” (Ф. Энгельс “Диалектика природы”, М. , 1955, стр. 186-185). В. , т. о. , существует в действительности через особенное, единичное, различное и противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т. е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как “абстракт, присущий отдельному индивиду” (Маркс К. и Энгельс Ф. , ПСС, 2-е изд. , т. 3, с 3).
- 2 Мировоззрение: сущность, виды, формы, уровни. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 3Система философского знания. Основные школы и направления в философии. Структура философии. Специфика философского знания
- 5 Философия Древнего Востока
- Античная философия: общая характеристика, периодизация, основные проблемы и представители каждого периода.
- Характерные черты античной философии следующие.
- Философская система Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы в работе Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».
- Философия средних веков.И эпохи Возрождения.
- Философская мысль в России: специфика, основные проблемы, этапы развития.
- Философская мысль в России хiх – начала хх вв. Философия русского космизма. Русская религиозная философия на рубеже хiх – хх вв.
- Западно-европейская философская мысль XIX-XX вв.: основные направления, проблемы, тенденции развития.
- Бытие как философская проблема. Проблема бытия в истории философской мысли.
- Научно-философское понятие материи и формы ее существования: пространство, время движение. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии.
- Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание как высшая форма отражения. Виды и формы сознания.
- Сознание и бессознательное. Концепции бессознательного з.Фрейда и к.Г.Юнга.
- Юнг о бессознательном
- Познание как предмет философии. Историко-философские взгляды на познание.
- Философская сущность знания. Виды и формы знания. Знание, мнение и вера. Научное и вненаучное знание.
- Истина как философская проблема. Виды истины, критерии истины.
- Творчество: философские аспекты осмысления.
- Общая теория развития: диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики. Альтернативы диалектики.
- Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, взаимосвязи качественных и количественных изменений.
- 26 Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие
- 27 Основные категории диалектики: содержание и форма; сущность и явление; единичное, особенное, общее, всеобщее.
- Закон и закономерность. Виды законов. Случайность и закономерность. Возможность и действительность.
- Свобода и необходимость. Проблема свободы и необходимости в истории философии
- Общество как объект философского анализа
- Духовная жизнь человека и общества. Диалектика духовной жизни человека и общества. Общественное сознание и его структура.
- Предназначение человека. Цель и смысл жизни. Счастье как философская проблема. Концепции счастья и смысла жизни в истории философской мысли.
- 34 Свобода и ответственность человека. Проблема свободы и ответственности
- Человек и техника как предмет философского осмысления (а. Швейцер, к.Ясперс, н.Бердяев и др.). Анализ работы н.А.Бердяева «Человек и машина».
- 36 Философия культуры: основные стратегии.
- Осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации в философской мысли хх века: о.Шпенглер, а.Тойнби, а.Швейцер, и.Ильин, н.Бердяев («Воля к жизни и воля к культуре»).
- 39 Ценности как предмет философского анализа. Понятие ценности, виды ценностей. Функции ценностей. Ценности, идеалы, нормы. Человек в мире ценностей
- 40 Глобальные проблемы современности.