Общая теория развития: диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики. Альтернативы диалектики.
Диалектика– беседа, диалог) – философское понятие, обозначающее учение о наиболее общих законах развития бытия и познания. Одновременно она выступает и всеобщим методом освоения и преобразования мира. Диалектика понимает и изучает мир таким, каким он есть на самом деле, в движении, развитии, во взаимной связи. Это гибкий, творческий способ мышления, охватывающий мир в своих противоположностях.
Самый крупный представитель спонтанной диалектики Древней Греции Гераклит под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход противоположностей в нем. Хорошо известно его изречение “Panta rei” (все течет, все меняется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Мир, по Гераклиту, состоит из противоположностей, а борьба противоположностей является источником развития. Подвижность мира он сравнивал с огнем, закономерно воспламеняющийся и закономерно потухающий. Другими словами, Гераклит сформулировал новую картину мира – диалектическую. Сократ рассматривал диалектику как искусство выявления истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения научной беседы. Диалектика – способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают, уравновешивают друг друга. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения и развития. Диалектика Гегеля представляет весь исторический и духовный мир как постоянный процесс движения, изменения, превращения, развития от низших форм к высшим. Источником и движущей силой самодвижения и саморазвития признавались внутренние противоречия.
В диалектике существуют много принципов:объективности, единства мира, причинности, детерминизма, историзма, всеобщей связи и развития.
- Принцип всеобщей связиотражает универсальные связи бытия. Он утверждает, что весь мир, все предметы и явления находятся в различных отношениях, связях и все они взаимозависимы. Всеобщая связь выражает целостность объективного мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его составных компонентов – предметов, явлений, процессов.
- Принцип развитияутверждает, что весь мир, все предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Существуют две концепции развития – диалектическая и метафизическая, которые различным образом понимают источник, механизм и направленность развития.
Альтернативы диалектики.Диалектика не является единственной теорией развития окружающей действительности. В философии широко применяются и такие методы как феноменология, герменевтика, структуралистский, исторический, психоаналитический и др. Противостоят диалектике - метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
- 2 Мировоззрение: сущность, виды, формы, уровни. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 3Система философского знания. Основные школы и направления в философии. Структура философии. Специфика философского знания
- 5 Философия Древнего Востока
- Античная философия: общая характеристика, периодизация, основные проблемы и представители каждого периода.
- Характерные черты античной философии следующие.
- Философская система Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы в работе Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».
- Философия средних веков.И эпохи Возрождения.
- Философская мысль в России: специфика, основные проблемы, этапы развития.
- Философская мысль в России хiх – начала хх вв. Философия русского космизма. Русская религиозная философия на рубеже хiх – хх вв.
- Западно-европейская философская мысль XIX-XX вв.: основные направления, проблемы, тенденции развития.
- Бытие как философская проблема. Проблема бытия в истории философской мысли.
- Научно-философское понятие материи и формы ее существования: пространство, время движение. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии.
- Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание как высшая форма отражения. Виды и формы сознания.
- Сознание и бессознательное. Концепции бессознательного з.Фрейда и к.Г.Юнга.
- Юнг о бессознательном
- Познание как предмет философии. Историко-философские взгляды на познание.
- Философская сущность знания. Виды и формы знания. Знание, мнение и вера. Научное и вненаучное знание.
- Истина как философская проблема. Виды истины, критерии истины.
- Творчество: философские аспекты осмысления.
- Общая теория развития: диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики. Альтернативы диалектики.
- Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, взаимосвязи качественных и количественных изменений.
- 26 Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие
- 27 Основные категории диалектики: содержание и форма; сущность и явление; единичное, особенное, общее, всеобщее.
- Закон и закономерность. Виды законов. Случайность и закономерность. Возможность и действительность.
- Свобода и необходимость. Проблема свободы и необходимости в истории философии
- Общество как объект философского анализа
- Духовная жизнь человека и общества. Диалектика духовной жизни человека и общества. Общественное сознание и его структура.
- Предназначение человека. Цель и смысл жизни. Счастье как философская проблема. Концепции счастья и смысла жизни в истории философской мысли.
- 34 Свобода и ответственность человека. Проблема свободы и ответственности
- Человек и техника как предмет философского осмысления (а. Швейцер, к.Ясперс, н.Бердяев и др.). Анализ работы н.А.Бердяева «Человек и машина».
- 36 Философия культуры: основные стратегии.
- Осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации в философской мысли хх века: о.Шпенглер, а.Тойнби, а.Швейцер, и.Ильин, н.Бердяев («Воля к жизни и воля к культуре»).
- 39 Ценности как предмет философского анализа. Понятие ценности, виды ценностей. Функции ценностей. Ценности, идеалы, нормы. Человек в мире ценностей
- 40 Глобальные проблемы современности.