Духовная жизнь человека и общества. Диалектика духовной жизни человека и общества. Общественное сознание и его структура.
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.
Общественная жизнь, конечно, не сводится к производству материальных благ, она намного богачи и шире. Но при этом все основные формы общества — социальна, политическая, духовная — оказываются связанными между собой, не просто взаимовлияниями, но и тем, что они имею общую единую основу, определяющую их развитие. Общественное сознание представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это, в свою очередь, открывает возможность последовательного научного анализа духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особенности общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в форме его активности. Иначе говоря, оно способно взаимодействовать с другими общественными явлениями, обратно влиять на повадившее его общественное бытие. И так, вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность — таковы две наиболее фундаментальные закономерности развития общественного сознания. Термин «общественное сознание» характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражение состоянием у которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающею его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей. В структуре общественного сознания выделяются уровни: 1) обыденное и теоретическое сознание 2) общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосудие, мораль, религия, искусство, наука и философия..
Общественное сознаниепредставляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.
Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознанияэто диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.
Человек как предмет философского анализа. Проблема человека в истории философии.
Человек как предмет философского анализа.
Человек – наиболее уникальное и универсальное существо («в известном смысле он все»). Понятие «человек» трудно определить. Здесь всегда самопознание.
Человек точка пересечения самых различных проекций бытия, в широком смысле он ‑ единство микрокосма(проявление основных законов природы),микротеоса(воплощение идеалов; дословно «микро-бог» - не путать с «микробом») имикросоциума(совокупность общественных отношений). В узком смысле он –биосоциальная или биопсихологическая целостность.
Наиболее классической считается триадичная модельчеловека:тело(природное) +душа(жизненная энергия, бессмертное, очерчивающее сроки земному, источник свободы творчества) +дух(общечеловеческое в нас, то есть разум и воплощение (отражение) социального).
Важные категории: индивид (отдельно взятый человек), индивидуальность (совокупность уникальных свойств), личность (единство социально-значимых и индивидуально-психологических характеристик).
Философские стратегииинтерпретации человека:
- натурализаторская(человек – неразрывная часть природы, либо ее венец, либо несостоявшееся животное);
- экзистенциально-персоналистская(человек ‑ нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);
- рационалистическая(человек ‑ носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Всевышнему Разуму);
- социологизаторская(человек ‑ не столько природный, сколько социальный продукт).
Человек в истории культуры центральная фигура. Он и творит культуру, и себя помещает в центре этой культуры как ее основной объект и как ее основной субъект.
Иными словами, тема человека в культурном контексте ‑ наиболее значима для людей и философов, непреходяща и постоянно решаема, поскольку не может иметь окончательного решения.
При ответе на данный вопрос рекомендуем излагать (без особой оглядки на философию) все этапы развития человеческой культуры в самом общем виде, включая в первую очередь религию и искусство. Но при этом важно упомянуть, как софисты и Сократ признали человека центральной фигурой философии («мерой всех вещей»), а гуманисты эпохи Возрождения – главным субъектом-объектом культуры в целом. Можно поговорить и о том, как Фейербах делал человека – центральной фигурой своей новой философии любви, а современная философия все рассматривает сквозь призму человеческих восприятий.
Кроме того, необходимо раз за разом повторять, что человек вместилище всего природного, духовного и социального, точка пересечения всех проекций, единство макрокосма, микрокосма и микротеоса.
- 2 Мировоззрение: сущность, виды, формы, уровни. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 3Система философского знания. Основные школы и направления в философии. Структура философии. Специфика философского знания
- 5 Философия Древнего Востока
- Античная философия: общая характеристика, периодизация, основные проблемы и представители каждого периода.
- Характерные черты античной философии следующие.
- Философская система Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы в работе Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».
- Философия средних веков.И эпохи Возрождения.
- Философская мысль в России: специфика, основные проблемы, этапы развития.
- Философская мысль в России хiх – начала хх вв. Философия русского космизма. Русская религиозная философия на рубеже хiх – хх вв.
- Западно-европейская философская мысль XIX-XX вв.: основные направления, проблемы, тенденции развития.
- Бытие как философская проблема. Проблема бытия в истории философской мысли.
- Научно-философское понятие материи и формы ее существования: пространство, время движение. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии.
- Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание как высшая форма отражения. Виды и формы сознания.
- Сознание и бессознательное. Концепции бессознательного з.Фрейда и к.Г.Юнга.
- Юнг о бессознательном
- Познание как предмет философии. Историко-философские взгляды на познание.
- Философская сущность знания. Виды и формы знания. Знание, мнение и вера. Научное и вненаучное знание.
- Истина как философская проблема. Виды истины, критерии истины.
- Творчество: философские аспекты осмысления.
- Общая теория развития: диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики. Альтернативы диалектики.
- Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, взаимосвязи качественных и количественных изменений.
- 26 Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие
- 27 Основные категории диалектики: содержание и форма; сущность и явление; единичное, особенное, общее, всеобщее.
- Закон и закономерность. Виды законов. Случайность и закономерность. Возможность и действительность.
- Свобода и необходимость. Проблема свободы и необходимости в истории философии
- Общество как объект философского анализа
- Духовная жизнь человека и общества. Диалектика духовной жизни человека и общества. Общественное сознание и его структура.
- Предназначение человека. Цель и смысл жизни. Счастье как философская проблема. Концепции счастья и смысла жизни в истории философской мысли.
- 34 Свобода и ответственность человека. Проблема свободы и ответственности
- Человек и техника как предмет философского осмысления (а. Швейцер, к.Ясперс, н.Бердяев и др.). Анализ работы н.А.Бердяева «Человек и машина».
- 36 Философия культуры: основные стратегии.
- Осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации в философской мысли хх века: о.Шпенглер, а.Тойнби, а.Швейцер, и.Ильин, н.Бердяев («Воля к жизни и воля к культуре»).
- 39 Ценности как предмет философского анализа. Понятие ценности, виды ценностей. Функции ценностей. Ценности, идеалы, нормы. Человек в мире ценностей
- 40 Глобальные проблемы современности.