logo search
готовая философия все вопросы

Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).

категория идентичности в социально–гуманитарных науках применяется для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых«тождественных самим себе» целостностей. Человеческую идентичность, однако, следует рассматривать не в качестве субстрата (т.е. как нечто изначально данное, определенное), а в качестве субстанции (т.е. как нечто самоопределяющееся). Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе взаимодействия. В структуре идентичности выделяются два момента самоопределения человека: индивидуальный и родовой. Абсолютно противопоставлять эти две формы человеческой идентичности (интерпретируя индивидуальную в качестве внутренней, а социальную, родовую в качестве внешней) нельзя. Безусловно, они взаимосвязаны. Тем не менее, следует четко различать закономерности онто- и филогенеза.

Кроме того, нами также выделяются два способа человеческого самоопределения: 1Интенсивное самоопределение(Идентичность).2Экстенсивное самоопределение (Идентификация).

Под идентичностью понимается интроспективное определение человека, направленность на самого себя. Это определение «вглубь», «рефлексия-в-себя» (Г.В.Ф. Гегель). Под идентификацией же понимается определение человека «вширь». Это «рефлексия-в-другое». Человек получает определенность в ходе трансцендирования себя вовне.

Необходимо отметить, что существуют и два уровня человеческого идентичности:1 Априорный уровень (потенциал) человеческого самоопределения. 2 Апостериорный уровень (актуализация) человеческого самоопределения. Причем, если априорные формы представляют собой докультурный уровень человеческой идентичности, то апостериорные формы — культурный уровень человеческой идентичности.