3. Третья позиция характеризуется оценкой исследования в области
искусственного интеллекта и психологии как совершенно независимых. В
этом случае допускается возможность только потребления, использования
психологических знаний в плане психологического обеспечения работ по
ИИ.
Популярные идеи системного анализа позволили сделать сравнение
принципов работы искусственных систем и собственно человеческой
деятельности важным эвристическим приемом выделения именно специфического
психологического анализа деятельности человека.
В 1963 г. выступая на совещании по философским вопросам физиологии
ВНД и психологии, А.Н. Леонтьев сформулировал следующую позицию: машина
воспроизводит операции человеческого мышления, и следовательно соотношение
"машинного" и "немашинного" есть соотнесение операционального и
неоперационального в человеческой деятельности. Однако в последствии при
сравнении операций, из которых слагается работа машины, и операций как
единиц деятельности человека выявились существенные различия - в
психологическом смысле "операция" отражает способ достижения результатов,
процессуальную характеристику, в то время как применительно к машинной
работе этот термин используется в логико-математическом смысле
(характеризуется результатом).
В работах по искусственному интеллекту постоянно используется
термин "цель". В психологической теории деятельности "цель" является
конституирующим признаком действия в отличии от операций (и деятельности в
целом). В то время как в искусственных системах "целью" называют некоторую
конечную ситуацию к которой стремится система. Признаки этой ситуации
должны быть четко выявленными и описанными на формальном языке. Цели
человеческой деятельности имеют другую природу. Конечная ситуация может по
разному отражаться субъектом: как на понятийном уровне, так и в форме
представлений. Это отражение может характеризоваться разной степенью
ясности, отчетливости. Кроме того, для человека характерно не просто
достижение готовых целей но и формирование новых.
Также работа систем искусственно интеллекта, характеризуется не
просто наличием операций, программ, "целей", но и оценочными функциями. И
у искусственных систем есть своего рода "ценностные ориентации". Специфику
человеческой мотивационно-эмоциональной регуляции деятельности составляет
использование не только константных, но и ситуативно возникающих и
динамично меняющихся оценок, существенно также различие между словесно-
логическими и эмоциональными оценками. В существовании потребностей и
мотивов видится различие между человеком и машиной на уровне
деятельности. Этот тезис повлек за собой цикл исследований, посвященных
анализу специфики человеческой деятельности. Позже была показана
зависимость структуры мыслительной деятельности при решении творческих
задач от изменения мотивации.
Как в действительности показала история, психология и искусственный
интеллект как научное направление могут находится в достаточно тесном
сотрудничестве, взаимно базируясь на достижениях друг друга.
- Предмет, структура, специфика философии.
- Область философских исследовании.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го 21-го веков.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая
- Античная философия: от мифа к логосу.
- Философия Средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.
- Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия.
- Аналитическая философия.
- Философия коммуникативного действия.
- Синергетика.
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-го - 20-го веков.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовные основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- 1. "Мы мало знаем о человеческом разуме, мы хотим его воссоздать, мы делаем
- 2. Вторая позиция сводится к констатации ограниченности результатов
- 3. Третья позиция характеризуется оценкой исследования в области
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические, духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технологические
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- 41 Этика эстетика религиоведение как прикладеные ф-е науки
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).
- Социокультурная динамика, её направленность и содержание.
- Восток и Запад: философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь.
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.