Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
. Н.К.Ф. - этап развития Ф., представленный учениями Канкта, Фихте, Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими источниками Н.К.Ф. является идейное наследие французского и немецкого просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс). Н.К.Ф. представлена след-ми философскими течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает познание как деят-тьпротекающую по своим собственным з-нам. Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различет два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому относятся индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. 2) Субъективно-идеалистическое течение (Фихте). Предполагается некий абсолютный субъект, к-й наделяется бесконечной активной деятельностью и к-й творит мир. Исходная "Я" - нравственная деят-ть сознания. Из него вытекает отдельное "Я" - ограниченный человеческий субъект, к-му противостоит природа. Органом разумного познания Фихте признает непосредственное созерцание истины умом, или "интеллектуальную интуицию". В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в к-й видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании неприложной необходимости. 3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании , стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Ш. была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель, доказывал, что происхождение многого из единого явл-ся предметом рационального познания, инструментом к-гоявл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие. 4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Ф. - человек, как психофизическое единство, единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление Ф. полагает, что, только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Ф. отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности
впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания
анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя их самого субъекта.
В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное начало.
Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.
Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.
Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.
Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.
Гегель.
разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).
В основе рац познания лежит диалектическая логика.
Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, но это идеал.
Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба противоположностей.
Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.
Фейербах .
всер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная религия. Философия и религия противоположны!
Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел сотворил Бога сам.
Человек – часть вечной природы.
Человек – психофизическое единство души и тела.
Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.
Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек – историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.
Фейербах: ощущения – единственный источник познания.
- Предмет, структура, специфика философии.
- Область философских исследовании.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го 21-го веков.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая
- Античная философия: от мифа к логосу.
- Философия Средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.
- Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия.
- Аналитическая философия.
- Философия коммуникативного действия.
- Синергетика.
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-го - 20-го веков.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовные основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- 1. "Мы мало знаем о человеческом разуме, мы хотим его воссоздать, мы делаем
- 2. Вторая позиция сводится к констатации ограниченности результатов
- 3. Третья позиция характеризуется оценкой исследования в области
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические, духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технологические
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- 41 Этика эстетика религиоведение как прикладеные ф-е науки
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).
- Социокультурная динамика, её направленность и содержание.
- Восток и Запад: философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь.
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.