Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
Истина - адекв. отраж. объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне инезависимо от сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных пределах, кот.постоянно изменяются и развиваются. Форму выражения объ. истины, зависящую от конкр. историч. условий, хар-зующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называютотносит. истиной. Т.о. все развитие чел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит.истин другими, более полно и точно выражающими объ. истину. Процесс познания предст. собой все более полное и точное познание объ. истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрпос отвечают отрицательно. В док-во они ссылаются на то, что в пр-се познания мы имеем дело лишь с относит.истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Сл., полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсол. истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. Тем не менее абс. истина сущ.; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к кот.стремится чел. познание. Каждая относит.истина - ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Т.о., относ.иабс. истины - лишь разные уровни, или формы объ. истины. Наше знание всегда относит., т.к. зависит от уровня развития о-ва, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе истор. развития мы открываем новые стороны и св-ва в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Этот постоянный пр-с перехода от одних относит. форм объ. истины к другим -важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Т.о. каждая относит.истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абс. истина - это предел бесконечной послед-сти истин относительных. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.
Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и доступность источников, и их достоверность, и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак.
Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.
Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» — так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
По Джемсу, высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаем» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем.
Изменчивость истины
Среди философов-прагматиков нет единого мнения о том, могут ли верования из истинных превращаться в ложные и наоборот. Для Джемса верования не являются истинными до тех пор, пока они не подтверждены в процессе верификации. Он считал, что предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности. Противоположный процесс не является фальсификацией, просто вера выбывает из употребления. Ф.Шиллер прямо заявлял: «Если я хочу узнать, как попасть домой, правильным будет любой ответ, который поможет мне решить поставленную задачу. Если позже у меня будет другая задача, тот же ответ может оказаться ложным. Вместе с изменением задачи и способов ее решения меняются и свойства истины».
Концептуальная относительность
Точно так же вызывает разногласия идея о зависимости истины от принятой концепции. Джемс и Шиллер утверждали, что мы делаем истину в процессе верификации, с чем другие философы-прагматики не соглашаются. Но практически все они согласны в том, что истина может быть выражена только в рамках некоторой концепции, вне которой она теряет смысл. Ф.Шиллер для пояснения своих идей о «производстве» истины использовал аналогию со стулом: так же как столяр делает стул из подручных материалов, ничего не создавая из ничего, истина является трансформацией нашего опыта, но это не значит, что мы вольны создавать воображаемую реальность по своему произволу.
- Предмет, структура, специфика философии.
- Область философских исследовании.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го 21-го веков.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая
- Античная философия: от мифа к логосу.
- Философия Средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.
- Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия.
- Аналитическая философия.
- Философия коммуникативного действия.
- Синергетика.
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-го - 20-го веков.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовные основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- 1. "Мы мало знаем о человеческом разуме, мы хотим его воссоздать, мы делаем
- 2. Вторая позиция сводится к констатации ограниченности результатов
- 3. Третья позиция характеризуется оценкой исследования в области
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические, духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технологические
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- 41 Этика эстетика религиоведение как прикладеные ф-е науки
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).
- Социокультурная динамика, её направленность и содержание.
- Восток и Запад: философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь.
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.