Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
Наука — это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе социальный институт, предполагающий наличие академий, университетов и других организаций.
Различают гуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того, в структуре современной науки можно выделить три слоя (схема 2). Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой всеобщего знания. Второй слой составляют частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения либо на стыке двух соседствующих структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки называется частнонаучным. В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера — общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией (и математикой), с одной стороны, и частными науками — с другой.
Третий слой науки можно назвать интегративным, региональным, поскольку он имеет непосредственное отношение к целому региону наук, к большинству областей научного знания и помогает философии и математике в интеграции современной науки. Причем, если теория систем имеет дело со всеми системными образованьями естественной и искусственной природы, то кибернетика — лишь с целесообразно упорядоченными системами, которые наблюдаются в живой природе, обществе, технике.
Предложенная схема упрощает характер взаимодействия наук: Наука в целом не может быть уподоблена кирпичной кладке, и философия, например, буквально пронизывает всю систему научного знания, а физика, скажем, имеет дело и с некибернетическими системами, даже с несистемными образованьями.
Подобная классификация наук, осуществляясь по, так сказать, „объемному" принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на общественные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводятся ни к общественным, ни к естественным ни к техническим наукам, имея прямое отношение и к тем, и к другим, и к третьим.
Структура философии определяет ее функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знания две основные функции — мировоззренческую и методологическую. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мировоззренческую функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение, играет эвристическую роль.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она образует костяк научной картины мира, придает „всем другим наукам систематическое единство" (Кант). При этом каждая наука вносит свой посильный вклад в создание такой картины. (Мировоззренческая функция заключается, конечно, и в том, что философия обусловливает формирование необходимых ценностных ориентации.)
Методологическая функция философии заключается в направляющем воздействии на науки, что обусловливает их развитие более оптимальным образом, помогает преодолевать трудности своего развития; при этом она как бы в снятом виде содержит в себе мировоззренческую функцию.
Если философия образует универсальную методологическую основу, теория систем дает системно-структурный, а кибернетика — функциональный (информационно-регулятивный) подход, то каждая частная наука играет определенную роль в методологии, которая имеет гетерогенный характер и не сводится к философской методологической основе, в точности соответствуя зданию Науки в целом. Причем с любой специальной наукой философия соотносится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.
Кроме двух основных функций философии имеет смысл выделить еще теоретико-познавательную и логическую функции, которые дополняют и конкретизируют методологическую (отсюда выражение „логика и методология науки").
Теоретико-познавательная функция обусловлена тем, что в структуре философии имеется особая наука — эпистемология. Впрочем, теоретико-познавательное значение имеет философия в целом, знание которой так или иначе используется в каждом познавательном акте.
Вычленение логической функции философии объясняется тем, что в любом мыслительном процессе неизбежно используются понятия философии — количество и качество, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Дело в том, что ни в одном акте мышления невозможно обойтись без универсальных понятий диалектики: мышление категориально по своей природе. Следует, однако, отличать логическую функцию философии от так называемой логики науки, точнее, от анализа языка науки средствами математической логики. Данная процедура прямого отношения к философии не имеет и обычно осуществляется с целью последующего составления программ для ЭВМ.
Итак, философия имеет мировоззренческое, методологическое, теоретико-познавательное и логическое значение для всех без исключения наук. В связи с этим приходится выступать против метафизических крайностей натурфилософии и позитивизма. Если сторонники натурфилософии предлагают решать проблемы специальных наук без использования данных этих наук, спекулятивным образом ставя на место неизвестного вымышленное, то позитивизм представляет собой другую, не менее опасную крайность, означая фактическое игнорирование мировоззренческой и методологической функций философии. Ошибочное кредо позитивизма („каждая наука сама себе философия") приводит к кризисам методологических основ науки и соответствующим издержкам.
Правильная позиция заключается в том, чтобы избежать как Сциллы натурфилософии, так и Харибды позитивизма. Причем философские понятия и принципы должны использоваться главным образом через ткань специальных наук, ибо проблемы этих наук не могут получить обоснованного, правильного освещения без данных этих специальных наук. Верно и другое: проблемы той или иной науки не могут и не должны решаться без использования философии. В этом заключается диалектическое, правильное решение вопроса о взаимодействии философии и специальных наук в познании.
В связи с этим следует постоянно укреплять союз философии и естествознания, повышать философскую культуру каждого специалиста. Объективной основой тесной взаимосвязи философии и других наук является универсальная взаимосвязь и взаимодействие явлений окружающей действительности. Союз философии со всеми гуманитарными, естественными и техническими науками предполагает их взаимное воз действие: не только философия оказывает благотворное, направляющее влияние на специальные науки, стимулируя их развитие, помогая преодолению методологических трудностей, но и достижения специальных наук способствуют дальнейшему развитию философии. Правда, влияние их на философию менее сильно по той простой причине, что она занимается изучением всеобщих закономерностей и, стало быть, меньше подвержена изменениям, чем любая специальная область знаний.
На необходимость повышения философской культуры каждым исследователем указывали многие мыслители. Английский философ Ф. Бэкон, например, сравнивал философский метод с фонарем, без которого невозможно найти выход из лабиринта. А. И. Герцен представлял философию стволом дерева научного знания, а специальные науки — его ветвями (более глубокую аналогию дают, когда сравнивают философию с кровеносной системой, пронизывающей все ткани организма). Создатель теории относительности А. Эйнштейн писал, что „философия является матерью всех научных исканий", а физик М. Борн заявлял, что „без серьезного знания философской литературы работа физика будет впустую". О необходимости союза специальных наук и философии писали В. И. Ленин, русский физиолог И. П. Павлов и многие другие ученые.
Развивая традицию укрепления союза философии с естествознанием, следует обращать внимание на необходимость усиления интеграции всех гуманитарных, естественных и технических наук, поскольку Наука, как и окружающая нас объективная действительность, представляет собой системное образование, хотя из методических соображений ее приходится изучать путем усвоения отдельных наук. Ведущую роль в их интеграции играет, конечно же, философия.
- Предмет, структура, специфика философии.
- Область философских исследовании.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го 21-го веков.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая
- Античная философия: от мифа к логосу.
- Философия Средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.
- Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия.
- Аналитическая философия.
- Философия коммуникативного действия.
- Синергетика.
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-го - 20-го веков.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовные основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- 1. "Мы мало знаем о человеческом разуме, мы хотим его воссоздать, мы делаем
- 2. Вторая позиция сводится к констатации ограниченности результатов
- 3. Третья позиция характеризуется оценкой исследования в области
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические, духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технологические
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- 41 Этика эстетика религиоведение как прикладеные ф-е науки
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).
- Социокультурная динамика, её направленность и содержание.
- Восток и Запад: философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь.
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.