Философское учение о ценностях.
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение).В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу такого государства принцип справедливости. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи, 1859—1952) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Аксиологический трансцендентализм (В. Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность — не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Наиболее видный представитель этого направления М. Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и восточном типах культуры.
- Предмет, структура, специфика философии.
- Область философских исследовании.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го 21-го веков.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая
- Античная философия: от мифа к логосу.
- Философия Средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.
- Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия.
- Аналитическая философия.
- Философия коммуникативного действия.
- Синергетика.
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-го - 20-го веков.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовные основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- 1. "Мы мало знаем о человеческом разуме, мы хотим его воссоздать, мы делаем
- 2. Вторая позиция сводится к констатации ограниченности результатов
- 3. Третья позиция характеризуется оценкой исследования в области
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические, духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технологические
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- 41 Этика эстетика религиоведение как прикладеные ф-е науки
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).
- Социокультурная динамика, её направленность и содержание.
- Восток и Запад: философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь.
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.