logo search
FilosofiaShpora2

13. Социальная ф. Французского просвещения.

(Вольтер, Руссо, Гольбах)

Наиболее глуб след в распространении идей просвещения оставили Вольтер, Руссо и французские матер-ты. В течение многих десятилетий Вольтер был мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он настаивал чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был атеистом но говорил, что бог все сделал и жизнь людей определяется их деянием. Они должны бороться с теми кто распространяет ложь, суеверие. Он говорил «раздавите эту гадину», имея в виду католическую церковь. Он говорил, если бы не было бога, его надо было бы выдумать.

Ж.Ж. Руссо тоже просветитель но он полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо говорил что в прошлм существовал естественный человек, который отличался своим умом.

Гоббс говорил, что человек добр, что он живет сердцем и это путь к богу. Разумом бога не понять. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил что он сердцем чувствует бога. Это позиция не разума, они не принимают док-тва и рассуж-я, говорят что нет «за» и «против» бога, это вне разума, это религия сердца. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо прозвучал клич «Назад к первобытному обществу». Вольтер заявил, что прочитав Руссо ему захотелось встать на четвереньки и убежать в лес. Р. не так прост как его представлял В, Р не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. Р заявляет «от скольких бы бедствий спас разумный человек общество, выбросивший колья частной собственности».Р видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Еще Ф Бэккон употребил выражение по поводу частной собственности на землю: «Крупная частная собственность на землю приносит огромый вред: если на одном месте вывалить навоз – это вред, а если равномерно разбросать то будет польза, так и земля – если перейдет в част собст одного латифундиста будет только зло». Стоял вопрос как сохранить мелкую частную собственность на землю? Это сложн вопрос и Р это понимал, что будет перераспределение земли в пользу крупных владельцев. Р развивает идею республики, он стои за коммуны. Управляться коммуны должны воборными лицами. Каждый может принять участие в выборах. По Р это возможно лищь для небольшого региона, где люди могут знать выбираемого. Р предлагает создавать представи-тельные органы власти, которые должны выбирать цент-ральную власть. Т.о. Р предлаг-т решить проб-му гос устро-ва. Идеи Р были доступны и рев-ция проходила под его лозунгами и поражение рев-ции - показатель слабости идей Р. Но Р возлагал большое значение на западную Европу. Французские матер-ты XVIII в Дидро, Гольбах, Гельвеций, Лометри. Они не оказали глубокого влияния на рев-цию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достат-е обоснов-е матер-ма на тот период. Основа-ль Дидро, первый создатель энциклопедии. Он притягивал к себе людей всех слоев общ-ва. Систем-ом матер-их идей был Гольбах, кот-й послед-но изло-л принципы матер-ма. Г гов-л что сущ-ет только природа. Весь мир матер-ен, суще-ие потустороннего и бога это только выдумка, религия играет отрицат-ю роль. Фран матер-ты были против-ми религии, но больше боролись с церк-ой орган-ей чем с идеями, ибо смотрели на рели-ю как на встречу дурака с обманщиком. Говоря о при-де Фран мат-ты поним-ли ее как матер-ое вещество и придер-сь атомистического мировозрения, деля природу на макро и микро, полога что сущ-ет первовещ-во. Фран матер-ты полагали что первовещ-во это сов-ть атом-в, корпускола, которая имеет сво-ва и наука найдет их, что позволит найти подленное объяснение природы. Макротела возникают и распадаются, а первотела вечны. Для Ф матер-в движение – это способ сущест-ия матер-ых вещей, но они знали одно движение – перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой относителен. Сознание – функция мозга. Это положение против грубого идеализма и геоло-гизма, который признает всеобщую одушевленность природы. Но решить проблему человека они не могли, откуда человек? Ф матер-ты склонялись что человек существовал вечно, и существующие природные условия дают человеку возможность жить. Они говорили что человек живет по закону природы, у человека есть потребности которые вечны, и счастье определяется удовлетворением потребностей. Если он несчастен, то человеку навязали не естественные потребности. Они утверждали, что если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали 1) естественные права (право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы не равны, следовательно не может быть социального равенства, это и хорошо так как соц-ое неравенство стимулирует людей тянуться за более состоятельными, из неравенства следует что труд не одинаково эффективен, есть глупые и умные и т.д. Богатство д.б. основано на труде (не война, не обман и т п ). Богатые должны заботиться о бедных.2) гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные действия. Учение французских материалистов о внутренней активности материи , о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философии 18 в. Однако, на эти воззрениях лежит печать механизма. Наиболее яркий пример механизма - взгляды французского философа Ламетри(1709-1751), изложенные им в сочинении с характерным названием "Человек - машина". В этойработе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенны­ми механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механи­ку его тела. При этом онполагал, что исследование механики тела авто­матически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной де­ятельности человека. Гольбах заявляет,что можно объяснить физические и духовные явле­ния , привычки с помощью чистого механизма. В мире ничего не соверша­етсябез причины. Природа - это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекая друг из друга. Движение иизменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождениенового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательноевозрастание и убывание , возникновение и уничтожение, создание и раз­рушение. Все совершающееся в мире подчиненопринципу неприрывности. В природе нет скачков. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий ,подчиняют все происходящее в природе всеобщей необходимос­ти. Необходимость , понимаемая абсолютно и механически,перерастает в идею предопределенности всего совершающегося , в фатализм. Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи , обусловили сенсуальную трактовку познаватель­ного процесса. Источником всех знаний считалиощущения , порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств.

Без ощущений без чувств, считали они, ничто недоступно нашему познанию. Главный орган познания - мозг. Человек чувствует посредствомсоединяю­щихся в мозгу периферических нервов.

Сенсуализм материалистов 18 в. Сущность реальности , с их точки зрения, может быть познана толькоразумом. Чувственное непосредствен­ное познание является лишь первым шагом на этом пути. Признание подобия мира ичеловеческой жизнедеятельности предопре­деляет и гнесеологический оптимизм материализма 18 в. Его представите­ли убеждены в неограниченностипознавательных возможностей человека.