25 Понятие движения и развития и их соотношение
Диалектика и метафизика. Понятие движения и развития в учебной литературе часто отождествляется, что неверно. Движение – является одним из универсальных свойств действительности, т.е. свойством , которое является постоянным во всех объектах и процессах, поэтому данная категория является базисной ф-кой категорией . Т.о. проблема движения является ф-кой проблемой, а не физической. В этой связи развитие является одной из форм движения или определенной частью движения. Все объекты находятся в движении, но не все объекты изменяются, находясь в движении. Поэтому нельзя понимать под движением изменение объектов. Изменение является одним из элементов движения. В процессе движения определенные объекты сохраняют устойчивость, постоянство и т.д. Например, неизменны всеобщие законы действительности, геометрические формы, многие идеальные объекты. Неизменными являются основы систем, сущности объектов. Т.о. проблема движения, рассматриваемая со стороны устойчивости, неизменности, вечности, идеальности и единства является выражением метафизического движения, т.е. метафизика – это теория стабильности, теория неизменности, вечности и единства. Т.о. существенной стороной движения является его метафизическое выражение. Любое движение есть прежде всего взаимодействие, поэтому и метафизические объекты так же находятся в движении, хотя они не изменяются. В этой связи не прав был Аристотель (грец) когда утверждал, что метафизические предметы лишены движения, т.е. Аристотель отождествлял движение с изменением. Развитие является существенной частью движения и оно всегда связано с изменениями, но не всякие изменения выражают развитие. Развитие – есть качественные направленные, последовательные изменения объекта или процесса. Т.е. Развитие есть логическое изменение. Развитие есть как бы заданное изменение. Нельзя отождествлять развитие только с логикой совершенствования объекта. У развития существует 2 основных вектора: вектор + и -. Вектор прогресса + и регресса -. Т.е. существует 2 типа развития: прогрессивное и регрессивное со знаком -. Напр. Развитие алкоголизма, в сторону распада (-(. Развитие в сторону усложнения объекта (+). Т.о. ф-кое учение о развитии – есть диалектика. Диалектика выражает 2-ю сторону движения (вторую сторону), связанную с логическими изменениями. Между метафизической и логической (диалектической) стороной движения существует хаотичное движение (хаос), поэтому движение выражается в 3-х основных понятиях: метафизика, диалектика и хаос. Традиционно считается, что с истиной бытия связана прежде всего метафизика. Если говорить о графическом выражении проблемы движения, то движение не должно свестись к линии (особенно прямой), По сути графическое выражение проблемы движения можно выразить в соединении линии с кругом. Любое движение связано с 3-мя основными элементами: 1)Взаимодействие. 2) Отражение. 3) ИзменениеОсновные формы, виды движения в материальном мире.Вся совокупность матер. Взаимодействия. В науке классифицируется по основным формам и видам движения. Виды движения являются составными частями определенной формы. Виды движения: тепловые, электрические, электромагнитные, световые. Традиционно классификация основных форм движения рассматривается в рамках работы Энгельса «Диалектика природы»., где дана классификация основных форм движения матер. От простейших к сложным. Это: механическая форма, физическая, химическая, биологическая, соц. Организованная. Каждая из последующих форм движения включает в себя все предыдущие и базируется на них. Выделяется новая форма движения материи: психическая как особый случай движения на уровне соц. Организованной материи. Возникла самостоятельная наука психология, т.е. каждая относительно самостоятельная наука изучает определенную форму движения материи или определенный ее вид. Встал вопрос об особых формах движения в материальном мире – синтетических, формах движения, на основе изучения которых и возникли столовые (стоковые !?) науки, как самые передовые науки: биохимия, биофизика, соц. Механика. Синтетические орг. Движения самые сложные на сегодняшний день формы. Стык всех форм движения в матер. Мире реализован на 2-х уровнях: 1) Человеческие индивиды, как материальные существа. 2) Уровень постоянной массы. Здесь происходит особый, уникальный синтез всех ф. Форм движения осуществляется на человеческих индивидах. Поэтому человек определяется в современной науке как микрокосмос. Микрокосмос всех форм движения осуществляется на уровне постоянной людской массы т.е. людная масса есть средоточение космоса.
Пространство и времяОбсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стал вопрос; в каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории ф-фии спорят две точки зрения. Первую принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур, Ньютон). Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь — чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время — чистая длительность, оно одинаково по всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит. Вторую концепцию называют реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной в начале XX века теории относительности. Теория относительности А. Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т. е. гравитацией. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время». Таким образом, согласно реляционной концепции, пространство — это форма бытия материи, характеризующая ее Протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы — на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени. Время — форма бытия материи. выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Понятия пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражаются структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени — координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состояний в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.
- 3 Философские школы древнего Китая.
- 6 Уч. Аристотеля о причинах, материи и форме.
- 7 Средневековая ф-фия.
- 9.Проблема метода познания в философии ф,Бэкона и р.Декарта
- 10.Учение о субстанции в европейском рационализме 17 в (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- 11.Учение Гоббса и Дж.Локка о человеке, общественном устройстве и государстве.
- 12.Принципы теории познания Дж.Беркли, его учение о критериях существования.
- 13. Социальная ф. Французского просвещения.
- 14. И.Кант: гносеология и этика
- 15. Философия Гегеля.
- 16. Л.Фейербах
- 17. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 18 Философские взгляды Герцена и Чернышевского
- 19. Философия всеединства Соловьева и религиозный персонализм Бердяева
- 20.Русский космизм
- 21Проблема человека в экзистенциализме
- 22. Философия Психоанализа
- 23. Неопозитивизм. Постпозитивизм.
- 24 Философское учение о бытии и материи
- 25 Понятие движения и развития и их соотношение
- 26.Сущность сознания
- 27. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.
- 28 Природа человека Проблемы возникновения и природы человека.
- 30. Общее понятие о познании.
- 31. Движущей силой познания является практика.
- 32. Понятие истины.Критерии истины
- 33.Специфика научного познания. Особенности структуры научного познания – его субъекта, объекта, целей, средств и методов.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 36. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель.
- 37. Основные категории диалектики. Общая характеристика. Анализ двух пар категорий.
- 40. Общественная власть, пол. Сис. Общ-ва, ее особенности в совр. Рос. Общ-ве.
- 44. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.